Найти тему
Нас не так поняли

"Черное море": 10 друзей Джуда Лоу на сундук мертвеца

Англо-русский интернационал в тестостероновом триллере о подводных поисках затонувшего золота Сталина у берегов Крыма.

1939 г. Перед Второй мировой Молотов и Риббентроп подписали легендарный пакт о ненападении, и в знак добрых намерений в долг Рейху Союзом было отгружено несколько тонн золотых слитков, которые забрала немецкая подводная лодка. По пути субмарина затонула.

Наши дни. О местонахождении сокровищ прознал спивающийся, с неудавшейся личной жизнью и безработный английский капитан подводных лодок Робинсон (Джуд Лоу). Он набирает международную команду моряков, они фрахтуют старую дизельную советскую подлодку и тайно выдвигаются из Севастополя на поиски золота и приключений.

Это завязка комедии об увеселительной морской прогулке? Нет! Клаустрофобный психологический триллер про выживание и человеческие отношения.

Экспедиция с самого начала не задалась из-за подбора экипажа. Робинсон набрал в команду самых отшибленных, психопатических и непредсказуемых сослуживцев, которых объединяло только то, что они были первоклассными в своем деле специалистами.
Экспедиция с самого начала не задалась из-за подбора экипажа. Робинсон набрал в команду самых отшибленных, психопатических и непредсказуемых сослуживцев, которых объединяло только то, что они были первоклассными в своем деле специалистами.

Поскольку субмарина, на которой предстояло плыть, была советская, понадобились люди, умеющие подобными подлодками управлять, так половина команды стала русской, состоящей из stoiki muzhiks. Дополнили компанию молодой неопытный юнга и "представитель заказчика" – скользкий соглядатай, засланный на борт стороной финансирующей операцию.

Таким образом, вся эта разномастная группа граждан оказывается в замкнутом пространстве подводной лодки. Большинство из них отчаявшиеся авантюристы, которых забросило на такое дно жизни, что опуститься на дно всего лишь моря видится им плевым предприятием.

Однако, с самого начала все идет наперекосяк, и усугубляется тем, что русские и британцы не говорят на языках друг друга. Вуаля! – несовместимость становится тотальной – и на бытовом уровне из-за невозможности общения, и на психологическом – из-за разницы менталитетов.

Идея капитана все найденные ценности разделить строго поровну между всеми действует на команду деморализующе: британцы принимают угрюмость и молчаливость русских за враждебность, подозревают, что их могут убить, дабы увеличить свою долю, начинают к русским всячески надираться и цеплять, и в итоге одного россиянина (Константин Хабенский) таки убивают. На корабле назревает бунт.
Идея капитана все найденные ценности разделить строго поровну между всеми действует на команду деморализующе: британцы принимают угрюмость и молчаливость русских за враждебность, подозревают, что их могут убить, дабы увеличить свою долю, начинают к русским всячески надираться и цеплять, и в итоге одного россиянина (Константин Хабенский) таки убивают. На корабле назревает бунт.

Русские, кстати, в кои веки в иностранном фильме, изображены трудолюбивыми и грамотными профессионалами, пострадавшими от злокозненных и суетливых британцев. Тут можно было бы притянуть аналогию о микромодели мира и отношений между народами, но – нет. Здесь продвигается мысль, что недостаточно объединить разных людей одной идеей обогащения, мужское – и человеческое – братство зиждется на чем-то соизмеримо большем, нежели жажда золота.

Русских в фильме играют русские же актеры (Сергей Пускепалис, Григорий Добрыгин, Сергей Колесников), и каст этот более чем удачен – все убедительны в роли матерых мужиков, конфликтующих с западными плохишами. Драматургическая достоверность столкновений, постоянно нагнетаемый саспенс, замкнутое пространство – все работает на драматический эффект. Окончательно разбушевавшись, совместными усилиями революционный подводный интернационал ломает двигатель, и лодка падает на дно.

Человеческая борьба между индивидами перерастает в схватку со стихией. Психологический триллер обретает черты драмы выживания.

Упавшие было духом, герои обнаруживают, что потерпели аварию неподалеку от нацистской субмарины, перевозившей то самое золото. Им приходит в голову снять с немецкой лодки запчасть для своего двигателя, и на разведку они отправляют водолазов.

Водолазы достигнув цели, находят и уцелевший немецкий двигатель, и уцелевшее немецкое золото. С новой силой вспыхивают надежды на спасение и на возможное обогащение. Там же, в районе камбуза, моряки натыкаются на скелеты, закованные в цепи: каннибализм – это то, что, как и немцев, ожидает их, если они не сумеют выбраться из подводного плена...
Водолазы достигнув цели, находят и уцелевший немецкий двигатель, и уцелевшее немецкое золото. С новой силой вспыхивают надежды на спасение и на возможное обогащение. Там же, в районе камбуза, моряки натыкаются на скелеты, закованные в цепи: каннибализм – это то, что, как и немцев, ожидает их, если они не сумеют выбраться из подводного плена...

Зрителю гарантированы два часа напряженного просмотра фильма, базирующегося на жажде жизни и наживы. Самым страшным, однако, здесь оказывается сон разума, который, как нам известно, порождает чудовищ. Для капитана Робинсона море оказывается действительно черным. Джуд Лоу мастерски перевоплотился в человека, одолеваемого чудовищами, низвергнутого в пучину сомнений, реваншизма, алчности и мести. Немногие выжившие парализованы его авторитетом и страхом. Страшно наблюдать, когда твой главный теряет рассудок, а ты ничего не можешь сделать и некуда деться с подводной лодки.

По накалу сюжета "Черное море" – один из самых качественных триллеров последнего времени. Приключенческая составляющая полностью искупает немногие странности сценария. Психологическая же проработка конфликта кроет прочие подводные хорроры. Самый страшный зверь – это человек.