Найти тему
Московские истории

Воробьёвы горы: "Дед Григорий был счастлив - он вернулся домой"

Вид на Олимпийскую деревню со стороны Большого Очаковского пруда, 2017 г. Фото Анны Родиной.
Вид на Олимпийскую деревню со стороны Большого Очаковского пруда, 2017 г. Фото Анны Родиной.

Джаз в подвале на Октябрьском поле, сирень и флоксы, цветущие под окном в Бескудниково, все это стало лишь частью пути домой. Читательница канала Анна Родина продолжает рассказ о возвращении на Воробьёвы горы.

Вид на МГУ со стороны Воробьевых гор, 1951 г. Источник: документальный фильм "МГУ Хроника строительства 1949-1953 годы".
Вид на МГУ со стороны Воробьевых гор, 1951 г. Источник: документальный фильм "МГУ Хроника строительства 1949-1953 годы".

Семья папы, как я уже рассказывала, родом с Воробьёвых гор, из села Воробьёво. Когда начали строить новое здание МГУ, всех расселили. Семье дедушки Григория — с бабушкой и тремя детьми, - в 1953 году вернувшемуся с фронта, а потом из лагерей, дали комнату в коммуналке на улице Маршала Рыбалко (5-я улица Октябрьского поля). Мама жила по соседству. Там, на танцах, они с папой и познакомились.

5-я улица Октябрьского поля, двор, 1955 - 1960 г. Из семейного архива.
5-я улица Октябрьского поля, двор, 1955 - 1960 г. Из семейного архива.

Теперь несколько слов о семье мамы. Дед, Иван Петрович Синякин, и бабушка, Анна Фёдоровна, познакомились в Рязани, где дедушка закончил танковое училище, а она работала в офицерской столовой. Там и поженились, приехали в Москву.

Оба работали на танковом заводе. Во время войны эвакуировались вместе с заводом в город Курган. Дедушка отморозил ноги тогда, еле выздоровел. На фронт не отпустили. В 1943 году бабушка без деда, который остался работать в Кургане, с 4 детьми вернулась в Москву. Квартиру ограбили, есть было нечего. Бабушка с другими женщинами разгружала вагоны с мёрзлой картошкой на ж/д и получала за это по 1 мешку - перебирала, чистила, из остатков варила еду для детей. В 1956 году получили дачу от завода, прокормить детей стало легче - картошку, морковь посадили, клубнику, смородину. Дети выросли, женились, внуки пошли.

Бескудниковский бульвар, 1972 - 1974 г.
Бескудниковский бульвар, 1972 - 1974 г.

В общем, мама с папой поженились и стали жить с папиными родителями (дедом Григорием и бабушкой Анной), его братом и сестрой в коммуналке на улице Маршала Рыбалко. Потом, в 1960-х, дяде, старшему сыну, дали квартиру на Нагорной, а остальным — двушку в Бескудниково, в пятиэтажке, на перекрестке Бескудниковского бульвара с Дмитровским шоссе. Там родилась я.

Мы жили на первом этаже. Под окном росли малина, клубника, флоксы, сирень. Помню яблони в цвету и вишни на детских площадках. Но с транспортом была беда, не то, что сейчас: ездили до «Новослободской» на автобусе 1,5 часа. Или до ж/д платформы Петровско-Разумовская, а дальше, в центр - на электричке.

Потом, в 1985 году, папе на работе (МВД) предложили трёшку на Воробьёвых горах — на улице Лобачевского, 98, в 22-этажном доме. Простор, балкон, виды! Напротив Олимпийская деревня, Очаково, Матвеевское - как на ладони, на горизонте - Кунцево, Одинцово. Раменки - в другую сторону , от соседей МГУ в окне видно.

Вид на ВШПД им. Шверника и улицу Лобачевского, 1989 г.
Вид на ВШПД им. Шверника и улицу Лобачевского, 1989 г.

Дедушка Григорий был счастлив! Пройдя половину Великой Отечественной войны, попав в лагеря на 10 лет, реабилитировавшись, он, наконец, вернулся домой - почти на то же место, где родился (в 1909 году) и вырос. Ходил до самой смерти в свою церковь — Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах, там крестили, там и отпевали.

Тут я живу до сих пор. Тут родилась моя дочь. Надеюсь, и внуки родятся здесь.

Начало: "У прадеда был свой дом - напротив Дворца пионеров"

Делитесь своими историями! Почта emka3@yandex.ru