Найти тему
Как я поехал...

Мертвое море. Как я плавал как кусок пенопласта, мечтая не наглотаться соли

или Мой первый Ближний Восток: день 9 Мертвое море
в топ впечатлений: смещенный центр тяжести

Кажется, за предыдущие пару дней я посмотрел все самое важное, что мог предложить Иерусалим: от Голгофы и Геенны огненной до мемориала Холокоста. Сегодня съезжу в окрестности - на Мертвое море.

Пока выхожу на балкон позавтракать, над головой сосны.

сосны над головой. как будто я князь Андрей, только под соснами
сосны над головой. как будто я князь Андрей, только под соснами

Ехать надо на автобусе, это чуть меньше часа пути через палестинский Западный берег реки Иордан. Собственно Мертвое море и втекающий в него с севера Иордан как раз отделяют Израиль от Иордании. Сейчас большую часть Западного берега контролируют израильские силы.

Автобус подъезжает к морю с северного края, но израильтяне тут предпочитают не купаться: очень много народа, тесно и много мусора. Я еду дальше, еще час вдоль берега, почти до южного края, в Эйн-Бокек, уже снова в Израиле. Это далеко, но людей там меньше и пляжи аккуратнее.

съезд к Мертвому морю
съезд к Мертвому морю

Понять, где кончается вода и начинается небо - сложно. Мертвое море расположено в глубокой низине, своего рода огромном каменном котле. Тут всегда жарко, огромное испарение и всегда висит плотная дымка.

Если в Иерусалиме +30, то у Мертвого моря за +40. Даже дышать сложно. И если не прятаться в тень, можно запросто получить тепловой удар.

А вот сам пляж. Ярко-желтый песок, белоснежные тенты и сизое небоморе.

пляж Эйн-Бокека на Мертвом море
пляж Эйн-Бокека на Мертвом море

Спуски к воде оборудованы перилами - и правильно! Потому что соленость в этом море такая, что соль толстым слоем покрывает все дно. Из-за этого дно очень скользкое, можно легко скатиться и упасть в воду.

Тут совсем неглубоко, близ берега буквально полметра, но очень опасно: пара глотков соленой воды грозит обезвоживанием и смертью. Даже если вода просто попадет в глаза - на пару минут лишишься зрения, а когда ничего не видишь - можно легко упасть и наглотаться воды.

Так что в воду в основном заползают, держась за поручни или опираясь как краб на все конечности.

Самая знаменитая фишка Мертвого моря - что в нем плаваешь и не тонешь - на деле не такая забавная, как кажется. С одной стороны, это конечно здорово, что в этой воде не утонешь - но с другой стороны медикам тут ежегодно приходится откачивать десятки людей, наглотавшихся соли.

К тому же, в Мертвом море плаваешь совсем не так, как в обычном. Из-за того что плотность воды здесь совсем другая, она по-другому выталкивает тело. Центр тяжести располагается иначе, ближе к голове, и приходится все время вытягивать руки вперед, чтобы не опрокинуться. А если не вытянешь руки и перекувырнешься - глотнешь соли.

Находиться в воде Мертвого моря больше 20 минут не рекомендуют - соль быстро вытягивает воду из организма даже через кожу. Да и делать там больше 20 минут нечего, плавание в режиме куска пенопласта с вытянутыми руками быстро становится однообразным.

Делать на Мертвом море больше нечего, так что я собираюсь уезжать. То есть нечего делать, если ты не приехал лечиться. Многие поселяются в здешних отелях и ходят в воду по несколько раз в день. Считается, что она благотворно влияет на кожу и на здоровье в целом. Поэтому здесь много людей с разными кожными болезнями, и все вместе купаются.

Вот эти отели на фоне обрамляющих море скал. С противоположной, иорданской стороны Мертвого моря - такие же. К ним я поеду завтра.

Итак, я собрался уезжать. Кажется, просто - но нет. На автобусной остановке было только расписание на иврите. А из людей вокруг были только либо евреи, не говорящие по-русски, либо русскоговорящие, не читающие на иврите. Где-то через час автобус все-таки приехал. Хорошо, к тому времени я под +42 не превратился в гриль.

вид на Купол скалы из еврейского квартала
вид на Купол скалы из еврейского квартала

Вечером еще немного погуляю по Старому городу. Вот вид на Купол скалы и стоящий перед ним минарет Аль-Акса из еврейского квартала.

Это был мой последний день в Иерусалиме, завтра поеду на юг, в пустыню, а оттуда - на восток, снова в пустыню, уже арабскую.