Найти тему
Оказия

Marvel по-русски: Кто создал первые комиксы в нашей стране

Оглавление

У предпринимателя Дмитрия Смирнова был прибыльный бизнес в 90-ые, но он бросил его ради мечты детства - создания комиксов. Журнал «Великолепные приключения» увидел свет, но не принес своему создателю ни денег, ни славы. Зато сделал его первым в России автором комиксов. В эксклюзивном интервью «Оказии» Дмитрий Смирнов рассказал, как решился на эту авантюру, и чем она для него обернулась.

Фото: Дмитрий Смирнов
Фото: Дмитрий Смирнов

Журнал комиксов «Великолепные приключения» выпускался с 1999 по 2003 год. Всего за четыре года вышло 26 выпусков. Героями комиксов были не супергерои, а простые молодые люди, которые вели активный образ жизни. Девиз проекта звучал так: «Сделай себя лучше, умнее и сильнее». Продавался журнал «Великолепные приключения» по всей стране - от Калинграда до Владивостока. На Украине и в Белоруссии. Даже через дипломатические киоски зарубежом. А началось все с детской мечты…

«Хотел рискнуть и превратить в бизнес мечту детства»

— К созданию комиксов меня побудила в основном надежда заработать на этом денег. Мне надоела торговля и мой большой бизнес. Я входил в середине 90-х в десятку самых крупных фирм-поставщиков импортных канцелярских товаров. Я был тогда растолстевшим крутым коммерсом в модном кашемировом пальто, с барсеткой и с большим радиотелефоном, которых тогда почти ни у кого не было. Мне опротивело торговать чужим, — захотелось производить что-то свое. Зарабатывать собственным талантом и фантазией.

Фото: Дмитрий Смирнов
Фото: Дмитрий Смирнов

— Когда произошел августовский кризис 1998 года, я решил пустить под откос старый торговый бизнес (хотя мог бы и спасти, вытянуть его после кризиса). Мне показалось, что лучше рискнуть и попытаться превратить в доходный бизнес старую мечту детства. Но я прогорел. 100 тысяч долларов, которые я чудом выцепил из старого бизнеса сгорели в комикс-проекте без остатка. Еще и в долги залез. Но я не жалею. Я все-таки материализовал свою детскую мечту, свой мир. Хотя и с сокрушительными финансовыми потерями.

«Пытался сделать “марвеловский” стиль душевнее»

— Я комиксами никогда не увлекался. И совсем не смотрел их. Если не брать в расчет, конечно, те далекие детские годы, когда мы - советские дети - рассматривали периодически «Веселые картинки». Или миниатюры Бидструпав советских газетах или журналах.

Мне глубоко безразличны комиксы как жанр. А особенно «марвеловские» миры с их мускулистыми чудищами-супергероями. Такая фантастика типа летящего Супермена в красном плаще с вытянутой рукой никогда не привлекала моего внимания. Я реалист, а не фантаст. Если я и люблю сказки, то максимально реалистичные и с максимумом достоверности.

Фото: Дмитрий Смирнов
Фото: Дмитрий Смирнов

Поэтому, когда по «производственной необходимости» я попадал в те времена (начало 2000-х) на тусовки комиксистов и фанатов комиксов вообще, мне было не по себе. Я чувствовал себя чужим на этих фестивалях комиксов, белой вороной. Я комиксы не любил и не воспринимал. Да и до сих пор не люблю — я постоянно путаюсь, куда надо смотреть, в какой очередности «читать» картинки. Хотя у меня визуальный, наглядно-образный тип мышления, как говорят в психологии.

Соответственно подражать чему-то западному мне было ни к чему. Раз я эту западную субкультуру комиксов не знал совсем, то и подражать было нечему. Художники-комиксисты, которых я нанял на работу в начале 2000-х, учили меня этой «культуре комиксов».

Я им просто доверился. Мало того, я приносил им старые советские детские книжки типа Пришвина или Бианки в качестве образца графики и цвета. «Нарисуйте мне так же легко и акварельно, как сделаны вот эти книжные иллюстрации», — то есть я еще и пытался переделать классический «марвеловский» комиксовый стиль в сторону простоты, легкости, минимума зрительной сумбурности и при минимизации эффектного ракурсного гротеска. Чтоб все было душевнее, лиричнее, спокойнее, без зрительных надрывов и наворотов.

«Дети не любят читать, а я - писать»

— Жанр комикса привлек меня на рубеже веков только как инструмент. Поскольку денег на «снимать кино» у меня не было, то мне дешевле и проще было сделать «кино на бумаге». Как некую заявку на будущий фильм. Как раскадровку к нему. Как экспериментальную проверку интересны ли будут персонажи и вообще мир «Великолепных приключений» современному ребенку. Я знал из опыта, что дети, родившиеся в 90-х годах, книг читать уже не любят, как наши поколения. И поэтому писать и издавать книгу рассказов или повестей мне показалось несовременным. Хотя примеры Толкиена, Дж.Роулинг, С.Мартина с их книжными форматами миров («Властелин колец», «Гарри Поттер» и т.д.) доказали, что можно завоевать популярность и дойти до кино и через книгу.

Фото: Дмитрий Смирнов
Фото: Дмитрий Смирнов

— Просто я лентяй в плане написания книг и рассказов. Для меня это очень мучительный процесс. Я мучаюсь над каждой фразой, десятки раз их переделываю, процесс идет очень сложно и медленно. Мне проще быстро придумать сюжет и отдать весь процесс на откуп художникам-комиксистам. Я сам от природы хороший художник, всегда рисовал в школе на уроках и даже поступал в художественное училище (мечтал стать дизайнером). Но для меня культовым всегда была односюжетная книжная иллюстрация, которая как островок наглядности изредка появляется в книге и создает очень важные опоры для воображения. Я не знаю, как читать «Робинзона Крузо» без знаменитых, классических иллюстраций к его книгам. Ценность книги без хотя бы изредка появляющихся на страницах иллюстраций теряется раза в два, наверное. Тем более детских и подростковых.

В общем, получилось так, что для реализации своего проекта я избрал жанр комикса чисто по техническим и маркетинговым соображениям. Дескать, что я буду первым большим русским комикс-проектом.

«Решил визуализировать свой мир»

— Мне важно было передать свой контент, эмоционально образное содержание, которое я передавал залихватскими устными рассказами. Сочинять смешные сказки про Ваську Рыжего и его друзей я мог легко и непринужденно. Я решил «опредметить», визуализировать свой мир, который жил в моем воображении очень давно (еще со школы, класса с 6-7) совсем в другом формате. Как Ираклий Андронников я любил импровизировать, сочинять на ходу. Причем одновременно изображая все в лицах с элементами актерской игры. Даже музыку и технические звуки изображал голосом.

Испытание детьми

— Перед тем как в 1999 году издать первый журнал комиксов, я предварительно пошел в обычную школу и попросил учителей выделить мне пару уроков для устных артистических рассказов во 2-м классе. Типа мне надо было проверить на «фокус группе», будет ли это интересно массовому современному ребенку от 8 до 12 лет.

Фото предоставлено Дмитрием Смирновым
Фото предоставлено Дмитрием Смирновым

— Мне нужно было выплеснуть переполняющий меня эмоциональный, задорный, драйвовый контент, захватившее меня давным-давно, эмоционально-образное содержание, а не внушать детям какие-то идеи. Идеи и воспитательные моменты стали просто естественным, сопутствующим приложением, необходимым разъяснительным довеском к эмоционально-образному миру «Великолепные приключения». Я не планировал воспитывать детей через комиксы, я хотел только развлекать. Идейная составляющая как-то сама собой приплелась.

Крах журнальной империи

— Мы постоянно экспериментировали с тиражами. То снижали, то чуть повышали. Но планка крутилась вокруг отметки 10 тысяч экземпляров. Иначе было совсем невыгодно - себестоимость одного номера возрастала. Так всегда в типографиях: чем меньше тираж, тем дороже один экземпляр. Заявляли мы периодичность 1 раз в месяц, но постоянно нарушали эту заявку из-за медленной работы художников. Они не успевали рисовать так быстро - даже когда я взял на работу ведущему художнику Сергея Гавришу двух помощников, которые просто обводили тушью его рисунок. Работа не ускорилась, потому что стало больше болтовни за столом. Денег получали художники не очень много из-за нерентабельности проекта, но радость общения я не мог им запретить. Выходили мы реально 6 раз в год - или 1 раз в 2 месяца.

Фото предоставлено Дмитрием Смирновым
Фото предоставлено Дмитрием Смирновым

— Когда журнал комиксов пришлось закрыть из-за гипер-убыточности - я занялся видеобизнесом - съёмкой и монтажём фильмов о детях, их днях рождениях и т.д. Сначала работал, как продюсер, а потом научился сам снимать и монтировать. Стал работать в одиночку как фрилансер, создавая эксклюзивные фильмы с закадровым озвучанием для богатых людей с Рублевки. Этим до сих пор и занимаюсь.

— Мечту продолжить проект «ВП» не забросил, теперь планирую это реализовать не в виде комиксов, а в виде Magnificent Adventures (MA) трансформеров для игр и путешествий на свежем воздухе. Это изделия, которые каждый подросток может сделать из стандартных материалов своими руками или купить в готовом виде на сайте. Легким движением электро-отвертки (MA Trident) самокат-внедорожник превращается в плавающий велосипед, велосипед в кровать-палатку, в детскую коляску, сумку-тележку, в спортивный тренажер и еще в кучу полезных вещей, которые не нужно как хлам копить на даче или дома. В двух спортивных сумках - до 50 модульных разных изделий. Стартап будет в Финляндии, раскрутка через «Ютуб».

— Думаю, что моя видеоподготовка и умение делать интересные ролики пригодится в новом бизнесе. Проект «ВП» больше не будет российским, - даже на уровне персонажей, если таковые вдруг понадобятся. Абсолютный космополитизм и английский язык.

О личном

— Моей дочке сейчас 9 лет. Где-то до 7-ми она жадно требовала рассказывать ей сказки про девочек, в которых она и принцесса Эльза (которая Ледяная) были главными героями. Я сочинял эти сказки прямо на ходу, как и истории про героев комиксов. Рассказы про Рыжего Ваську родились, когда я сам был еще подростком и рассказывал младшей сестре и ребятам-малышне во дворе эти импровизированные сказки.

Фото предоставлено Дмитрием Смирновым
Фото предоставлено Дмитрием Смирновым

— Дочка тогда отреагировала на мои комиксы довольно вяло. Быстро прочитала глазами все выпуски, но ее это не зацепило. Там все было мальчиковское, а ей надо было девочковское. Я пытался в устных сказках задействовать персонажей «ВП», где бы они пересекались и действовали вместе с принцессой Эльзой. Ей было это интересно. Но потом ей стукнуло 9 лет, и к моим сказкам она полностью охладела. Теперь она смотрит сериалы: «Тик-ток», «Ералаш», а папа как источник сказок ее перестал интересовать. Она стала взрослой. Может быть и со мной это когда-нибудь произойдет…

Беседовал Алексей Бобрецов