Найти в Дзене
Casus Belli

Линкор "Императрица Мария": служба. Часть II

Оглавление

Постройка и служба

"Императрица Мария" на стапеле
"Императрица Мария" на стапеле

ПОСТРОЙКА

Опуская перипетии конкурса (как обычно, закончившегося весьма предсказуемо и явно не без влияния заинтересованных чиновников) сразу скажем, что постройка корабля была доверена николаевской верфи новейшего судостроительного предприятия "Руссуд". Стоимость одного линкора с башнями и механизмами определялась в 19 млн 720 тысяч рублей. Отдельно учитывалась стоимость брони, артиллерии и приборов; общая стоимость составляла 20 млн 766 тыс. рублей.

-2

Вкупе с неизбежными "усовершенствованиями" проекта отсутствие у "Руссуда" опыта строительства столь крупных судов привело к конструкционной перегрузке в 860 т (водоизмещение составило 21060 брт). Это имело весьма серьезные последствия. Во-первых, на 0,3 м увеличилась осадка. Во-вторых, образовался заметный дифферент на нос. В октябре 1913 (с опозданием на 4 месяца) "Марию" спустили на воду.

Линкор "Императрица Мария" в эллинге завода "Руссуд", 1915 г.
Линкор "Императрица Мария" в эллинге завода "Руссуд", 1915 г.


Ощутимый сбой в контрагентских поставках уже к ноябрю 1914 года заставил министерство перенести срок готовности корабля на март-апрель 1915 года. 20 марта 1915 г. корабль был предъявлен на ходовые испытания. Утром 24 июня 1915 года на дредноуте были отданы швартовые концы и начался вывод корабля в море.

-4

Испытания корабль прошел удовлетворительно, единственной серьезной проблемой стала отвратительная работа системы кондиционирования артиллерийских погребов: перегревались электродвигатели вентиляторов, в результате уже охлажденный воздух нагревался вновь. К сожалению, устранить этот дефект так и не удалось за всю службу линкора. Другой дефект был связан с перегревом опорного подшипника турбины низкого давления, но с этим решили ничего не делать. 25 августа 1915 года "Марию" приняли в казну.

Достройка на плаву
Достройка на плаву

Строительство линкора обошлось казне в 28 тонн золота, что было эквивалентно продаже за границу 500 тысяч тонн зерна.

"Императрица" у достроечной стенки
"Императрица" у достроечной стенки

СЛУЖБА

Уже 30 сентября 1915 года новейший дредноут вышел в море на первое боевое задание. За те 13 с половиной месяцев, что корабль находился в составе действующего флота, их было не так уж много. Главным образом, дредноуту пришлось бороться с транспортными перевозками (русские корабли обеспечивали блокаду так называемого "угольного района", снабжавшего топливом западную часть Турции). Участвовал линкор и в обстрелах турецкого побережья. Несколько раз в составе эскадры "Мария" пыталась "поймать" в капкан германский линейный крейсер "Гёбен".

-7

Надо сказать, что плававший под турецким флагом мощнейший германский крейсер "Гебен", способный развить 28-узловой ход, до появления новых русских дредноутов фактически доминировал в Черном море. Немцы под турецким флагом действовали нагло, несколько раз обстреляв российское побережье, что привело к формальному объявлению Россией войны Турции. Правда, пару раз германцам довелось весьма чувствительно "огрести": в ходе боя у мыса Сарыч "Гёбен" с первого залпа был накрыт артиллерией старых русских броненосцев, понеся большие потери в людях, а чуть позже налетел на мины, после чего вынужден был несколько месяцев провести в ремонте.

"Гебен" под турецким флагом
"Гебен" под турецким флагом

И все же, несмотря на эти частные успехи русского флота, "Гебен" и "Бреслау" создавали постоянную угрозу транспортным перевозкам на Черном море.

Ввод в строй строящихся новых российских линкоров был крайне насущным вопросом. И поэтому уже через месяц после последних сдаточных испытаний (30 сентября 1915 г.) "Мария", с еще не сколоченным и не полностью подготовленным экипажем вышла в море.
С 13 по 15 октября 1915 года линкор прикрывал действия 2-й бригады линейных кораблей («Пантелеймон», «Иоанн Златоуст» и «Евстафий») в районе Зонгулдака. С 2 по 4 и с 6 по 8 ноября 1915 года прикрывал действия 2-й бригады линейных кораблей во время обстрела Варны и Евксинограда.

"Императрица" в строю
"Императрица" в строю

8 января 1916 г. состоялся первый бой российского дредноута (это был только что введенный в строй систершип "Марии" – "Екатерина Великая") с "Гёбеном". Линейный крейсер, пользуясь преимуществом в скорости хода, ушел к Босфору. Сами немцы считали, что с русской стороны в бою принимала участие именно "Императрица Мария", и подчеркивали, что, прояви русские больше настойчивости, "Гебену пришлось бы продолжить бой на крайне невыгодных условиях: его угольные ямы были практически пусты, и долго поддерживать высокую скорость крейсер не мог.

С 5 по 9 февраля 1916 года "ИМ" участвовала в набеговой операции на турецких коммуникациях, где русские впервые в мире массировано (14 шт.) применили гидросамолеты. Следующие выходы "Марии" в море состоялись 15-17 февраля (прикрытие наземных войск) и 29 февраля (безуспешная попытка перехвата немецкого крейсера "Бреслау").
29 марта в командование "Императрицей Марией" вступил каперанг Трубецкой, а бывший командир Порембский, получив чин контр-адмирала, пошел на повышение (командир бригады крейсеров).

-10

Из дальнейших, не слишком частых, примерно раз в месяц, выходов в море "Марии" интерес представляет попытка 4-5 июля 1916 г. "закупорить" в Черном море "Гебен" и "Бреслау", несколькими днями ранее обстрелявшими русское побережье. Попытка перехвата с треском провалилась: германские корабли обошли опасный район, как будто имея информацию о движении русской эскадры. В срыве операции и чуть ли не измене был обвинен адмирал Эбергард, которого незамедлительно заменили молодым, 42-летним вице-адмиралом Колчаком. На самом деле, вряд ли речь шла о предательстве: достаточно было и того, что командование ЧФ проявило выдающуюся некомпетентность и нерасторопность при организации перехвата. Весь план операции строился на импровизации, а это верный способ завалить любое дело.

-11

22 июля 1916 года "Мария" под флагом нового командующего ЧФ, в сопровождении пяти миноносцев, вновь вышла на перехват немецкого крейсера ("Бреслау"). И вновь немцам удалось уйти безнаказанно: невзирая на то, что крейсер был обнаружен и атакован русским дредноутом, добиться прямых попаданий не удалось, а миноносцы действовали нерешительно и не смогли помочь линкору.

-12

Уже 3 августа на линкоре вновь сменился командир (Трубецкой в августе 1916 года был представлен Колчаком в начальники Минной бригады Черноморского флота). Третьим и последним командиром линкора стал капитан I ранга И.С.Кузнецов (впоследствии он будет убит матросами 15 (28) декабря 1917 года).

-13

19 октября (6 октября по старому стилю) 1916 года "Императрица Мария" в последний раз вернулась из боевого похода и встала на бочках в Северной бухте Севастополя, метрах в четырехстах от причальной стенки.

-14

Впервые опубликовано:
https://www.facebook.com/baranovandrej/posts/850717421652692

Часть 1 - проект

Часть 2 - постройка и служба

Часть 3 - катастрофа

Часть 4 - версии