В 1800 году хозяйка блестящего парижского салона Жюли Рекамье заказала Жаку-Луи́ Давиду свой портрет.
Кто такая мадам Рекамье?
Мадам 23 года. Она красива, умна, образована, «в связях порочащих ее, замечена не была». Её имя было символом, олицетворявшим хороший вкус и образованность. Она была «звездой» европейского масштаба, о которой говорили в России и Англии, в Италии и Германии. При этом она не скрывала своего недовольства новой государственной политикой. Её салон постепенно превратился в оппозиционный к Наполеону политический центр. Императорская полиция даже несколько раз его закрывала.
Но! Чем больше я смотрю на этот портрет, тем больше удивляюсь.
Почему такой бедный интерьер?
Художник пытался так акцентировать внимание на своей модели? Но куда уж больше акцента, если она единственная здесь?
Он хотел к чему-то привлечь внимание?
А кто такой, собственно говоря, этот художник?
Автор полотна Жак-Луи́ Дави́д, французский живописец и педагог, крупный представитель французского Неоклассицизма в живописи.
Он, став в 1797 году свидетелем торжественного въезда в Париж Наполеона Бонапарта, являлся его пылким сторонником, а после прихода того к власти — придворным «первым художником».
В общем, заказ получен и надо работать. Но, очень не хочется.
Давида не устраивало все. Абсолютно все.
То свет был слишком низко, то комната была слишком тёмной… то свет исходил из слишком высокой точки, то комната была слишком светлой...
Мадам мужественно терпела…
Далее интерьер… слишком много всего… слишком мало всего… слишком вычурно… слишком просто…
Мадам мужественно терпела…
Теперь мадам…
Не так сидит… не так лежит… не так повернулась… не так улыбнулась…
Мадам мужественно терпела…
Терпела…
Терпела…
И предложила закончить портрет ученику художника Франсуа Жерару. Разозленный Давид посоветовал Жерару принять предложение. А когда мадам в очередной раз пришла в Лувр, чтобы позировать Давиду, он сообщил ей: «У женщин есть капризы, и у художников тоже. Позвольте мне удовлетворить мой каприз: я оставлю ваш портрет в его теперешнем состоянии».
Мадам Рекамье сохранила спокойствие, согласилась с художником, но выкупать его не стала.
Давид сожалел об этом всю жизнь!
Но, несмотря на эту незаконченность, а, возможно, именно благодаря ей, «Портрет мадам Рекамье» является прекрасным примером мастерства Давида.
Давайте же, наконец рассмотрим его.
«Портрет мадам Рекамье» выполнен в мягкой жёлто-голубой гамме. Сама мадам изображена в скромном белом платье, полы которого касаются скамеечки и спадают на пол. Она изображена босиком. Её волосы обвязаны черной лентой, из-под которой локоны спадают на лоб.
Мне, кажется, у нее в руке что-то должно было быть. Веер, например, или цветок:
Давид изобразил мадам в позе одалиски (модной в то время).
Если бы картина была закончена, думаю, на ней присутствовало бы много модных вещей. Но… здесь есть только канделябр, скамеечка для ног и кушетка, на которой возлежит мадам.
Канделябр, кстати, сказать не простой. Он выполнен (тогда еще учеником Давида) художником Жаном Огюстом Энгром. И до этого момента я была уверена, что все картины целиком всегда писались самими мастерами, а не с помощью учеников и подмастерий.
Такой тип кушетки, после создания полотна, стал называться рекамье.
Удивительно, что эта картина очень аскетична, и вместе с тем очень волнительна.
Мадам так и не забрала портрет из мастерской Давида. Он был приобретён только в 1826 году и сейчас находится в Лувре.
А через 2 года она заказала свой портрет Франсуа Жерару …
Но об этом во второй части...
Работа над статьей занимает время, оценить её - один клик. Поддержите меня!