Почему инструменты татарского гармониста-виртуоза Файзуллы Туишева носили женские имена и какие трюки проделывал с ними музыкант во время своих выступлений? Об этом расскажет автор проекта «1 день – 1 экспонат» Антон Райхштат, который нашел в фондах Национального музея Татарстана коллекцию гармошек легендарного исполнителя.
Такой, казалось бы, простой инструмент как гармошка, объединил в себе общеевропейскую историю и национальные традиции множества этносов. Изобрел ее 1783 году чешский музыкант Франтишек Киршник, внешний вид инструменту придал в 1829 году русский мастер Демианов. А играть на гармони стали практически все народы, населяющие нашу страну. Особенно полюбили гармошку татары, для которых этот инструмент стал по-настоящему народным.
Первым профессиональным татарским гармонистом был Файзулла Кабирович Туишев. Будучи самоучкой он достиг совершенства в игре на гармони. Этот инструмент музыкант буквально боготворил. В течение жизни Файзулла Туишев собрал уникальную коллекцию из 17 гармоней XIX – начала XX веков. Инструменты разных размеров и на всех из них гармонист играл.
– Самая маленькая гармошка в коллекции – всего 4,5 х12 см. Интересно, что свои гармошки Туишев назвал женскими именами: «Асия», «Мялика», «Мярьям», «Фахрниса». Имена выбиты на металлических табличках и прикреплены к деревянным деталям гармошек, – рассказывает старший научный сотрудник отдела фондов Национального музея РТ Елена Андрианова. – Очевидно, что за каждым именем стояла какая-то своя романтическая история, о которой, увы, нам не известно.
Игрой Туишева восхищались многие великие: Федор Шаляпин, Максим Горький, Габдулла Тукай, Фатих Амирхан, Галиаскар Камал, Адель Кутуй. Известный дрессировщик Владимир Дуров писал Файзулле Туишеву: «Я хочу, чтобы в моих руках мои лисицы и кошки были послушны, как в ваших руках послушны гармошки».
Виртуоз Туишев превращал свои выступления в настоящие шоу. Он мог с полутона взять любую мелодию, подбрасывал гармошку во время игры, причем мелодия продолжала звучать, в процессе игры менял гармони, играя то на больших, то на крошечных, размером со спичечный коробок.
Антон Райхштат, совместно с Национальным музеем РТ.