Найти тему
Акварель с Кирой Салимовой

Зачем мандарин превращать в письмо, или Ещё раз о работе с натуры

В первых строках статьи-навигатора я написала, что мне трудно сказать, зачем нас тянет рисовать предметы, на которые и так можно посмотреть, или людей, которых можно сфотографировать.

Вспомнив об одном армянском художнике, Мартиросе Сарьяне (1880 — 1972), я поняла, что я знаю ответ на этот вопрос. Кроме того, вы просили меня приводить больше примеров из мировой живописи.

Сейчас вы поймёте, к чему я клоню, а пока посмотрите на акварель Сарьяна. Можно ли сравнить это изображение с фотографией или, чего доброго, с рисунком по фотографии? Нет, конечно!

М. Сарьян,  Армянка из Нахичевани, 1904
М. Сарьян, Армянка из Нахичевани, 1904

Здесь всё написано на противопоставлении и смесях синего и оранжевого — дополнительных цветах. Два цвета, и больше ничего! Стали бы вы так работать по фото? Нет. Вы взяли бы красный для губ, честно бы написали ресницы и блики в глазах, какой-нибудь горох на кофточке... Работая по фото, очень трудно передать отношение к модели, свои чувства, не заполонив изображение лишними деталями. Я пробовала, я знаю... А здесь девушка смотрит прямо вам в душу. Страна уже в предчувствии больших потрясений, а Мартирос Сарьян — на пороге символизма. Уйти от скучного правдоподобия, ухватить скрытую суть вещей — вот его задача.

Словом, не в честном срисовывании суть искусства! Вот вам ещё Сарьян.

М. Сарьян, Моя семья, 1941
М. Сарьян, Моя семья, 1941

Тут доминируют две пары дополнительных цветов: жёлтый и фиолетовый, синий и оранжевый. Светло-жёлтая шаль жены художника поддерживается фиолетовым фоном, а иссиня-чёрные волосы — оранжевыми деталями. Зеркальное пространство синеватое и выделено контрастной рамой. В глубине зеркала всё более спокойно, как и полагается по воздушной перспективе.

С основными оптическими эффектами разобрались, ну а что здесь ещё не так, как в протокольной реальности?

Жена художника Лусине чистит мандарин, видите? А в отражении что у неё в руках? Это письмо от сына, фото которого стоит в нижнем правом углу. А год создания работы какой? Сорок первый, начало Великой Отечественной войны. Что бы мать ни делала, её мысли о сыне, ушедшем на фронт.

Желание совместить зрительные и эмоциональные впечатления, видимо, и есть причина того, что нам хочется рисовать. Запомнить момент, поделиться радостью или болью. Но и без науки тут никуда.

Художники, учите азбуку изобразительного искусства, и не будете немы!

Ваша К. С.

В первый раз у меня на канале? Подписывайтесь, если интересно, ставьте лайк и смотрите ещё статьи по теме:

Почему нужно рисовать с натуры, а не по фотографии

А почему иногда можно

Ноты художника