Bruce Goldsmith
Примечание переводчика: встречающийся в данной главе термин "downburst" (читается "даунбёрст"), оставлен без как есть, так как не имеет устоявшегося русского перевода.
Во время одного из тренировочных дней на чемпионате мира в Бразилии мне, испанцу Xevi Bonet и португальцу Americo de Souza пришлось убегать от грозы. Это был довольно захватывающий опыт, подчас даже слишком захватывающий, если смотреть на это с точки зрения комфорта, если уж быть совсем честным. Это заставило меня сделать анализ моих действий тот день, верно ли я тогда оценил ситуацию, какие полезные заметки вроде "как сделать это", хотя в данном случае более подходит "как не делать это", чтобы не оказаться в грозе.
Опасности гроз
Есть две главных опасности гроз.
Номер один - фронт усиления ветра (фронт порывов). Это нисходящие потоки воздуха, которые гроза толкает перед собой. Обычно их можно без труда увидеть. Серьезную опасность они представляют, лишь когда вы на земле или на маленькой высоте у земли, в таком случае внезапные и мощные могут привести вас к катастрофе или столкновению с препятствиями. В воздухе на достаточной высоте фронты усиления ветра не могут сильно навредить вам. Главная вещь, которую надо запомнить - избегать посадки при прохождении фронта порывов.
Номер два - мощные восходящие потоки, которые могут всосать вас в облако и выбросить на очень большую высоту, где вы можете потерять сознание или даже замёрзнуть насмерть. Также внутри гроз наблюдается исключительно мощная турбулентность: в особенно мощных кучево-дождевых облаках фиксировались порывы со скоростью до трёхсот километров в час. Даже пилоты Боинг 747 избегают встреч с грозами перед собой, поскольку якобы в прошлом имели место случаи поломки крыльев у самолётов. Так что это действительно мощная штука!
Планируйте
Если сомневаешься - не лети! Конечно это само собой разумеется. Но в день, о котором говорилось ранее, я был почти пойман грозой, поскольку события развивались быстрее, чем я ожидал. Прогноз погоды давал возможность гроз, в этом не было ничего нового: большую часть дней, проведённых в Governador Valadares, у нас был прогноз с грозами. Но мы все всё равно летали, но с осторожностью. А грозы так ни разу и не пришли.
Но в этот день еще до старта я мог видеть область мощных дождевых облаков на северо-западе от места старта. Облака демонстрировали активное вертикальное развитие и дождь под ними. Но грома не было, как и не было образования облаков в виде башен-наковален, также не было фронтов усиления ветра. В предыдущие дни мы сполна насмотрелись на подобные облака. Они почти всегда развивались в обычные крупные облака, перекрывающие солнечный свет земле и, следовательно, конвекцию под ними. Эти облака обычно спокойно разваливались где-то за полчаса. Но конкретно у этих, облаков, которых я сейчас наблюдал со старта, были другие идеи.
Отслеживайте
Я решил стартовать и держать свой курс на юг вдоль дороги из Alpercata, внимательно следя за облаками. Я высматривал любые признаки изменения размера бури: следил за тем, как высоко она вырастала, можно ли было разглядеть появление любых порывов ветра. Я также отметил для себя местоположение грозы, наблюдая её развитие относительно наземных ориентиров каждые пять минут. Временами я оценивал её точную скорость и направление движения.
Поначалу гроза просто росла в размерах, не двигаясь в нашу сторону и оставаясь неподвижной прямо на север от Valadares. Затем она накрыла город, пересекла реку и, наконец, пришла к горе, где был старт.
Я заметил, что фронт порывов развивается впереди бури. Во многих случаях вас очень сильно должны беспокоить любые усиления ветра, но на ровной открытой местности как Valadares подобные фронты порывов менее опасны, чем горах.
В горной местности подобный фронт может быть направлен и ускорен системами долин и самой местностью, вызывая серьёзные ротора и турбулентность. Прибавьте к этому крайне ограниченные возможности улететь от опасностей в горах. На равнинах, напротив, вы можете улететь от отдельной бури в любом направлении, какое выберите. Также вы можете лучше оценивать её развитие, поскольку изменения часто проще отслеживать.
Наша гроза была вполне неподвижна порядка 30 минут, а потом я неожиданно понял, что фронт усиления ветра теперь движется на юг по отношению к моей точки наблюдения со скоростью порядка 20 километров в час. Пришло время убираться отсюда.
Побег
Фронт порывов был хорошо виден благодаря дождю позади него, принявшего форму клина и движущегося на нас. Его скорость перемещения составляла 30-40 километров в час. Наихудшую вещь, которую можно сделать в подобном случае - это попытаться снизиться или приземлиться, используя большие уши или крутую спираль. Поскольку вы оказываетесь в восходящем потоке, то снижение может отнять у вас больше времени, чем вы рассчитывали. Поэтому если вы не можете быть точно уверены, что приземлитесь до того, как фронт вас настигнет, то вы рискуете совершить посадку в самое наихудшее время.
Поэтому мы втроём были вынуждены повернуть на юг и попытаться убежать от него. Воздух вокруг поднимался вверх, поскольку фронт порывов отрывал от земли весь воздух перед собой и толкал вверх. Гроза разрасталась. Нам надо было лететь быстро.
Вскоре мы поняли, что скорость движения бури примерно совпадала с нашей балансировочной скоростью. Мы могли пробиваться вперёд только выжав акселератор. Если снизить скорость, - гроза нас поймает. Была реальная опасность быть втянутым в облако, поскольку к моменту прихода порывов база стала ниже, а кругом была масса поднимающегося воздуха.
Мы обнаружили, что справа и сзади воздух плавно поднимался, а впереди и слева от нас - опускался. Поняв это и держась подальше от мест с особенно сильными восходящими потоками, мы смогли безопасно улететь от бури, вполне нормально, контролируя высоту полёта. Так мы смогли найти подходящее место для посадки , достаточно удалённое от грозы и её фронта порывов.
Мы пролетели порядка 25 километров по прямой со скоростью около 50 километров в час прежде чем приземлились у следующей оживлённой дороги. Буквально 5 минут спустя фронт усиления ветра настиг нас. Но мы настолько далеко улетели от центра грозы, что он почти полностью ослаб. Когда он пришёл к нам, это был лишь бриз холодного воздуха со скоростью 10 километров в час, пришедший с севера.
Необходимо запомнить:
- Фронты усиления ветра (фронты порывов) - это нисходящие потоки воздуха, которые бури толкают перед собой.
- Они наиболее опасны при посадке, поскольку ветер может быть крайне сильным.
- Их подход обычно виден, а перед ними будет обширная область поднимающегося вверх воздуха.
- Не пытайтесь снижаться в спирале, поскольку летите в сильном восходящем потоке. Это займёт много времени, буря сможет настигнуть вас.
- Вместо этого либо совсем не взлетайте в это время, либо, быстро улетайте от связанных с ним кучево-дождевых облаков.
Перевод соответствующей главы книги "FIFTY WAYS TO FLY BETTER", автор Bruce Goldsmith and friends. Мнение переводчика может не совпадать с мнением автора. Материал выложен на некоммерческой основе и исключительно для ознакомления.