На рубеже XIX - XX веков зародился новый стиль, получивший в России название "модерн". Так как на 1900-е пришелся пик строительства доходных домов, банков и торговых зданий, внешний облик Москвы всего за пару десятилетий сильно изменился.
У русского модерна две отличительные черты:
уход от прямых линий, так как плавные линии более естественны и близки к природе;
обращение к архитектуре предыдущих эпох.
Фасады и интерьеры архитекторы XIX века решали в стилистике различных исторических эпох - готики, ренессанса, барокко и русской средневековой архитектуры.
Один из крупных проектов - Храм Христа Спасителя Константина Тона, построенный в русско-византийском стиле.
Позже зодчих стали привлекать мотивы русской архитектуры XVII века - кирпичные или белокаменные фасады с "пузатыми" колоннами, узкими окнами-бойницами, высокие теремные крыши, изразцы и массивные кованые элементы.
Переход от историзма к неорусскому стилю с использованием современных в те годы технологий и материалов произошел постепенно. Позже у московского модерна появятся собственные узнаваемые черты, благодаря новому поколению архитекторов.
Проекты здания Городской думы в Москве, 1889 год:
Сегодня сложно представить Москву без Верхних торговых рядов (здание ГУМа) и магазина «Мюр и Мерилиз» (нынешнего ЦУМа), зданий Государственного исторического музея и Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Московской Городской Думы, особняков Дерожинской и Морозова, Казанского и Ярославского вокзалов.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Интерес к истории способствовал возрождению мозаичного и витражного искусства, новому расцвету художественной резьбы по дереву и искусству керамики. Очень часто в работе используется металл.
Главным строительным материалом становится кирпич, удобный и для конструктивных и для декоративных частей зданий. На рубеже веков начинают использовать железобетонные конструкции, позволившие увеличить высоту зданий и внутренний объем помещений.
Очень часто фасады стали украшать майоликовыми панно, над которыми работали выдающиеся художники - Михаил Врубель, Николай Рерих, Федор Шехтель.
Крупнейшим производителем керамических изделий в те годы было Товарищество производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий Матвея Сидоровича Кузнецова. В товарищество входили Дулевский завод, завод Гарднера и Конаковский фарфоровый завод.
МОСКОВСКИЕ ОСОБНЯКИ
Яркие и характерные черты эпохи можно увидеть в особняках того времени. Они сохраняют привычную структуру - главный усадебный дом, флигели, хозяйственные пристройки, палисадник, ограда, но оформлены в едином общем стиле. Наиболее известными из них являются здания, построенные по проектам Шехтеля Федора Осиповича. По его проектам можно увидеть, как видоизменялся стиль, начиная от особняка Морозовых и заканчивая его собственным домом.
Особняк Дерожинской, 1903 год:
Этот особняк и сегодня можно увидеть в Кропоткинском переулке (рядом с посольством Финляндии в Москве).
Особняк Шехтеля Ф.О. на Большой Садовой, 1910 год
Особняк тоже сохранился, только интерьеры были утрачены. К сожалению, при советской власти архитектор оказался невостребованным, а из-за тяжелой болезни его жизнь оборвалась в 1926 году.
Особняк Н.Л. Тарасова, Веснин Леонид Александрович, 1910-1911 гг.
Братья Веснины - молодые архитекторы (три родных брата). Леонид Александрович - самый старший из них. Особняк Н.Л. Тарасова - один из первых проектов, но обращающий на себя внимание. Думаю, если бы он был реализован, стал бы еще одной достопримечательностью города.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ
В конце XIX-начале XX века появляются новые конторские строения, издательства и типографии, торговые дома и банки. Крупнейшим центром розничной торговли становится торговый дом "Мюр и Мерилиз". Архитектор Роман Клейн использует стилизацию под готическую архитектуру, но сходство лишь внешнее. В конструкции здания используется железобетонный каркас, благодаря которому впервые была использована система наружных навесных стен.
Административные и финансовые здания требовали большей сдержанности и функциональности. Один из ярких примеров - Комплекс Северного Страхового общества на Ильинке, построенный по проекту архитекторов Ивана Рерберга, Владимира Олтаржевского и Мариана Перетятковича.
А первой типографией в стиле модерн становится типография Товарищества А.А. Левенсона, построенная по проекту Федора Шехтеля в 1900 году.
А вот здание Московского купеческого собрание, которое мы сегодня знаем, как театр "Ленком":
ВОКЗАЛЫ
Продолжается развитие железнодорожного сообщения между городами. На его волне в Москве были построены Ярославский, Брянский и Брестский вокзалы, которые были оформлены в различных стилизациях.
В 1911 году был объявлен конкурс на строительство нового здания Казанского вокзала, который должен был использовать приемы национального зодчества. Выиграл конкурс проект А.В. Щусева и в 1913 году началось строительство нового вокзала, затянувшееся на 30 лет.
В декоративных элементах вокзала можно увидеть мотивы древнерусского, нижегородского, астраханского и рязанского зодчества, а главная башня вокзала напоминает башню Сююмбике в Казанском кремле.
В одной публикации невозможно передать все грани этой многоликой эпохи.
В музее архитектуры имени Щусева до 8 сентября проходит выставка "Эпоха модерна", где представлена богатая коллекция проектов, макетов и предметов мебели. В мою публикацию вошла лишь малая часть того, что здесь можно увидеть. Московскую архитектурную школу представляют работы Федора Шехтеля, Иллариона Иванова-Шица, Романа Клейна, Валентина Дубовского, Уильяма Валькота, братьев Весниных.