Найти в Дзене
Home and garden

Эпоха модерна - стиль, преобразивший Москву

Оглавление

На рубеже XIX - XX веков зародился новый стиль, получивший в России название "модерн". Так как на 1900-е пришелся пик строительства доходных домов, банков и торговых зданий, внешний облик Москвы всего за пару десятилетий сильно изменился.

У русского модерна две отличительные черты:

уход от прямых линий, так как плавные линии более естественны и близки к природе;
обращение к архитектуре предыдущих эпох.

Фасады и интерьеры архитекторы XIX века решали в стилистике различных исторических эпох - готики, ренессанса, барокко и русской средневековой архитектуры.

Один из крупных проектов - Храм Христа Спасителя Константина Тона, построенный в русско-византийском стиле.

Макет Храма Христа Спасителя
Макет Храма Христа Спасителя

Позже зодчих стали привлекать мотивы русской архитектуры XVII века - кирпичные или белокаменные фасады с "пузатыми" колоннами, узкими окнами-бойницами, высокие теремные крыши, изразцы и массивные кованые элементы.

Переход от историзма к неорусскому стилю с использованием современных в те годы технологий и материалов произошел постепенно. Позже у московского модерна появятся собственные узнаваемые черты, благодаря новому поколению архитекторов.

Проекты здания Городской думы в Москве, 1889 год:

Проект здания Городской думы в Москве, 1889 год
Проект здания Городской думы в Москве, 1889 год
Проект здания Городской думы в Москве, 1889 год
Проект здания Городской думы в Москве, 1889 год

Сегодня сложно представить Москву без Верхних торговых рядов (здание ГУМа) и магазина «Мюр и Мерилиз» (нынешнего ЦУМа), зданий Государственного исторического музея и Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Московской Городской Думы, особняков Дерожинской и Морозова, Казанского и Ярославского вокзалов.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Интерес к истории способствовал возрождению мозаичного и витражного искусства, новому расцвету художественной резьбы по дереву и искусству керамики. Очень часто в работе используется металл.

Стул из ореха в стиле "Ренессанс", вторая половина XIX века; Стул из дуба от гарнитура в стиле "Ренессанс", конец XIX века; Стул из палисандра, третья четверть XIX века; Стул из ореха в стиле "Ренессанс", третья четверть XIX века, мебельная фабрика А.М. Шмита.
Стул из ореха в стиле "Ренессанс", вторая половина XIX века; Стул из дуба от гарнитура в стиле "Ренессанс", конец XIX века; Стул из палисандра, третья четверть XIX века; Стул из ореха в стиле "Ренессанс", третья четверть XIX века, мебельная фабрика А.М. Шмита.
Стул и кресло. Красное дерево. Россия конец XIX - начало XX века
Стул и кресло. Красное дерево. Россия конец XIX - начало XX века
Дверная ручка в форме дракона. Бронза, литье. Начало XX века
Дверная ручка в форме дракона. Бронза, литье. Начало XX века

Главным строительным материалом становится кирпич, удобный и для конструктивных и для декоративных частей зданий. На рубеже веков начинают использовать железобетонные конструкции, позволившие увеличить высоту зданий и внутренний объем помещений.

Очень часто фасады стали украшать майоликовыми панно, над которыми работали выдающиеся художники - Михаил Врубель, Николай Рерих, Федор Шехтель.

Эскизы декоративной росписи Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря. Кузнецов Иван Сергеевич
Эскизы декоративной росписи Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря. Кузнецов Иван Сергеевич

Крупнейшим производителем керамических изделий в те годы было Товарищество производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий Матвея Сидоровича Кузнецова. В товарищество входили Дулевский завод, завод Гарднера и Конаковский фарфоровый завод.

Фрагменты панно из усадьбы М. С. Кузнецова (Москва, Проспект Мира, 41)
Фрагменты панно из усадьбы М. С. Кузнецова (Москва, Проспект Мира, 41)

МОСКОВСКИЕ ОСОБНЯКИ

Яркие и характерные черты эпохи можно увидеть в особняках того времени. Они сохраняют привычную структуру - главный усадебный дом, флигели, хозяйственные пристройки, палисадник, ограда, но оформлены в едином общем стиле. Наиболее известными из них являются здания, построенные по проектам Шехтеля Федора Осиповича. По его проектам можно увидеть, как видоизменялся стиль, начиная от особняка Морозовых и заканчивая его собственным домом.

Особняк Дерожинской, 1903 год:

Этот особняк и сегодня можно увидеть в Кропоткинском переулке (рядом с посольством Финляндии в Москве).

Особняк Дерожинской. Эскиз главного фасада. Шехтель Ф.О.
Особняк Дерожинской. Эскиз главного фасада. Шехтель Ф.О.
Особняк Дерожинской. Эскиз интерьера столовой. Шехтель Ф.О.
Особняк Дерожинской. Эскиз интерьера столовой. Шехтель Ф.О.

Особняк Шехтеля Ф.О. на Большой Садовой, 1910 год

Особняк тоже сохранился, только интерьеры были утрачены. К сожалению, при советской власти архитектор оказался невостребованным, а из-за тяжелой болезни его жизнь оборвалась в 1926 году.

Особняк Шехтеля Ф.О., 1910 год
Особняк Шехтеля Ф.О., 1910 год
Лестница в особняке Шехтеля Ф.О., 1910 год
Лестница в особняке Шехтеля Ф.О., 1910 год
Интерьеры особняка Шехтеля Ф.О., 1910 год
Интерьеры особняка Шехтеля Ф.О., 1910 год
Интерьеры особняка Шехтеля Ф.О., 1910 год
Интерьеры особняка Шехтеля Ф.О., 1910 год

Особняк Н.Л. Тарасова, Веснин Леонид Александрович, 1910-1911 гг.

Братья Веснины - молодые архитекторы (три родных брата). Леонид Александрович - самый старший из них. Особняк Н.Л. Тарасова - один из первых проектов, но обращающий на себя внимание. Думаю, если бы он был реализован, стал бы еще одной достопримечательностью города.

Архитектор Л. А. Веснин. Дом-особняк Н. Л. Тарасова. 1910–1911
Архитектор Л. А. Веснин. Дом-особняк Н. Л. Тарасова. 1910–1911

ОБЩЕСТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ

В конце XIX-начале XX века появляются новые конторские строения, издательства и типографии, торговые дома и банки. Крупнейшим центром розничной торговли становится торговый дом "Мюр и Мерилиз". Архитектор Роман Клейн использует стилизацию под готическую архитектуру, но сходство лишь внешнее. В конструкции здания используется железобетонный каркас, благодаря которому впервые была использована система наружных навесных стен.

Административные и финансовые здания требовали большей сдержанности и функциональности. Один из ярких примеров - Комплекс Северного Страхового общества на Ильинке, построенный по проекту архитекторов Ивана Рерберга, Владимира Олтаржевского и Мариана Перетятковича.

Конкурсный проект доходного дома во владении Северного Страхового общества в Москве. 1909 год. Архитекторы: И.И. Рерберг, В.К. Олтаржевский, М.М. Перетяткович. Построен в 1911 году
Конкурсный проект доходного дома во владении Северного Страхового общества в Москве. 1909 год. Архитекторы: И.И. Рерберг, В.К. Олтаржевский, М.М. Перетяткович. Построен в 1911 году

А первой типографией в стиле модерн становится типография Товарищества А.А. Левенсона, построенная по проекту Федора Шехтеля в 1900 году.

А вот здание Московского купеческого собрание, которое мы сегодня знаем, как театр "Ленком":

Московское купеческое собрание. Макет. Построен в 1909 году. Архитектор: Иванов-Шиц Илларион Александрович
Московское купеческое собрание. Макет. Построен в 1909 году. Архитектор: Иванов-Шиц Илларион Александрович

ВОКЗАЛЫ

Продолжается развитие железнодорожного сообщения между городами. На его волне в Москве были построены Ярославский, Брянский и Брестский вокзалы, которые были оформлены в различных стилизациях.

В 1911 году был объявлен конкурс на строительство нового здания Казанского вокзала, который должен был использовать приемы национального зодчества. Выиграл конкурс проект А.В. Щусева и в 1913 году началось строительство нового вокзала, затянувшееся на 30 лет.

В декоративных элементах вокзала можно увидеть мотивы древнерусского, нижегородского, астраханского и рязанского зодчества, а главная башня вокзала напоминает башню Сююмбике в Казанском кремле.

Макет Казанского вокзала. Архитектор: А.В. Щусев
Макет Казанского вокзала. Архитектор: А.В. Щусев
-19

В одной публикации невозможно передать все грани этой многоликой эпохи.

В музее архитектуры имени Щусева до 8 сентября проходит выставка "Эпоха модерна", где представлена богатая коллекция проектов, макетов и предметов мебели. В мою публикацию вошла лишь малая часть того, что здесь можно увидеть. Московскую архитектурную школу представляют работы Федора Шехтеля, Иллариона Иванова-Шица, Романа Клейна, Валентина Дубовского, Уильяма Валькота, братьев Весниных.