Найти тему
SEOPERROT

Персонализация выдачи в поисковых системах — что это, как работает и как отключить

Оглавление

Персональный поиск позволяет поисковым системам работать с выдачей, основываясь на личных предпочтениях людей. При этом рассматриваются как разовые сессии, так и аналитика, основанная на долгосрочном наблюдении. 

Персонализация выдачи в поисковых системах — что это?

Персонализация поиска — это технологии, которые используют поисковые системы на основе анализа многочисленных поведенческих факторов, истории поиска и времени, проведенного пользователями на конкретных сайтах, для того, чтобы давать конкретному пользователю индивидуальный ответ по ключевому запросу.Если просто, то разные люди по одному и тому же запросу могут получать разные результаты поиска. Эти результаты основываются на поведении и интересах человека. Суть технологии в том, чтобы сделать поисковую систему еще более полезной и адресной.

Рис.1. Иллюстрация персонализированной выдачи по запросу «Заказать пиццу» в Яндексе
Рис.1. Иллюстрация персонализированной выдачи по запросу «Заказать пиццу» в Яндексе

Как работает индивидуальный поиск

Нюансы формирования результатовПри формировании результатов система собирает всю доступную информацию о пользователе. Среди наиболее важных факторов:

  • наиболее посещаемые сайты;
  • виды запросов, сделанные как в рамках текущей сессии, так и в прошлом;
  • восприятие пользователем информации на иностранных языках (чаще всего систему интересует английский);
  • долгосрочные сферы интересов (основанные на истории поиска),
  • формулировка текущего запроса.

Зачем и как применить данные знания?При SEO-продвижении учитывать аспекты персонификации необходимо в обязательном порядке. Главные аспекты — принадлежность к конкретному региону и сфера интересов человека.

  • В Яндексе с 2013 года действует алгоритм “Калининград”, главный смысл работы которого заключается в следующем: пользователи из разных регионов вводят одинаковый поисковый запрос, однако выдачи в ТОП-10 для них будут существенно отличаться.
  • Система дополнительно проводит анализ посещенных ранее веб-сайтов. Если какой-либо сайт уже посещался более одного раза и был полезен, то для посетителя он будет выводиться выше. Если такие сайты обладают схожей с запросом тематикой, то они также автоматически подтянутся к более высоким позициям.
  • Выдача также строится на схожих по тематике запросах, которые конкретный человек использовал ранее. К примеру, запрос «продукция mac» может давать результатом и продукцию косметической компании, и товары бренда электроники, и сайт сетевого ресторана быстрого питания. Какой ответ получит пользователь, зависит от поведенческих факторов и истории поиска.

Система персональных подсказокПомимо формирования выдачи, основанной на индивидуальных предпочтениях пользователя, поисковик использует собственную систему анализа для подготовки подсказок. Решающий аргумент – использование человеком тематических поисковых запросов ранее. Каждая фраза сохраняется алгоритмом и разбивается на отдельные слова. Если в будущем посетитель введет запрос, в котором встречаются ранее сохраненные элементы, то система автоматически подготовит ряд тематических подсказок. Пользоваться ими или же проигнорировать – посетитель решает самостоятельно, однако ТОП выдачи сформируется с учетом уже определенной тематики. 

Рис 2. Подсказки по запросу «уборка квартир» в Яндексе
Рис 2. Подсказки по запросу «уборка квартир» в Яндексе
Рис 3. Подсказки по запросу «купить mac» в Яндексе
Рис 3. Подсказки по запросу «купить mac» в Яндексе

Как отключить персонализацию поисковой выдачи

Иногда владельцу сайта важно посмотреть результаты поиска по актуальным запросам минуя персональные настройки поисковика. Для этого достаточно отключить персонификацию. Сделать это можно двумя способами:

  • Просмотреть страницу через вкладку «Инкогнито». Такое решение позволит увидеть результаты по запросу, как увидел бы их новый пользователь. Для этого выберите пункт меню «Новое окно в режиме инкогнито» или используйте горячие клавиши Ctrl + Shift + N.
Рис 4. Включение режима «Инкогнито» в браузере Google Chrome
Рис 4. Включение режима «Инкогнито» в браузере Google Chrome
  • Отключив настройки персональной выдачи на странице поисковой системы: https://yandex.ru/search/customize. Для этого достаточно убрать галочку в разделе «Персональный поиск» Если данный способ не заработал, имеет смысл включить cookies в настройках браузера.
Рис 5. Отключение персонального поиска в настройках Яндекса
Рис 5. Отключение персонального поиска в настройках Яндекса