Найти в Дзене
Владимир Кравченко

Как Лаврентий Берия инспектировал строительство атомного реактора.

Фото из открытых источников Интернета.
Фото из открытых источников Интернета.

Этот рассказ-воспоминание Евгения Микерина о приезде на один из заводов по производству оружия главного куратора проекта- Лаврентия Павловича Берия. История очень показательна- Берия нам показан абсолютно с другой человеческой стороны.

"Пришлось однажды, вскоре после того, как меня назначили начальником смены. Работали мы по шесть часов. Однажды осенью 1952 года, когда я только приступил к выполнению своей работы, часов в 9 вечера, а я принял смену в 8 часов вечера, раздался звонок из центральной заводской диспетчерской: «Выходи на отметку, на плюс 10, где расположены аппараты для основного технологического процесса. Скоро придут гости, ты должен их встретить и, если они что спросят, ответь. Тебе дается 15 минут на то, чтобы быть там».

Я пришел через 10 минут. Уже на входе и выходе с этой отметки стояли какие-то люди в накинутых халатах. Я сразу понял, что это охранники. Один из них подошел ко мне и спросил: «Кто вы и зачем пришли?" Я сказал, что такой получил приказ. «Хорошо, только стойте здесь. Когда гости пройдут, можете уходить назад». Ну я, естественно, жду гостей.

Наконец-то они появляются из прохода со второго цеха в наш, третий, цех. Впереди идут два человека, чуть-чуть за ними идет третий и потом еще человек пять на расстоянии пяти-семи метров. Вот такая кавалькада. Я уже понял по тому, что мне передали из диспетчерской, что на площадку придет Лаврентий Павлович Берия. Ему что-то рассказывает директор завода — это те два человек, идущих впереди, а третий сзади чуть-чуть — это охранник. Они тоже в халатах, но надетых.

Подошли ко мне. Берия вскинул на меня глаза, я подошел и, как положено, отрапортовал: «Начальник смены Микерин. Цех работает в установленном режиме. Происшествий, аварий, нарушений нет». — «Подожди-ка, подожди-ка. Вот тут мне все рассказывают про какой-то «тяжелый сплав», «легкий сплав». Я ничего не понимаю. Ты можешь мне объяснить?»

Я четко, как на экзамене, говорю: «Сюда на завод с объекта А, расположенного в нескольких километрах от нас, поступают облученные урановые блоки. Здесь их растворяют в азотной кислоте, затем происходит грубая очистка от радиоактивных изотопов, потом плутоний и уран, уже очищенные в 100 раз, поступают в третий цех, и наша обязанность — уран отделить от плутония и провести дополнительную очистку того и другого. Дальше плутоний поступает в следующий, четвертый цех. Там его концентрируют, затем еще раз очистят по той же ацетатной технологии, в конце концов получится раствор концентрата плутония, который дальше будет отправлен на химико-металлургический завод, где из него сделают металлический плутоний». Берия говорит: "Ну вот, мне все стало понятно, а то какой-то «тяжелый сплав», «легкий сплав". Спасибо тебе». И пожал мне руку. Все пошли, а я вернулся к себе на щит управления.

На другой день прихожу на смену, а мне передают записку, в которой приказано явиться в дом №31, где размещался отдел КГБ.

Я пришел, и меня спрашивают: «Каким это образом вы узнали технологию всего завода?» - «Так я же работаю на этом заводе. Я же не могу грамотно вести технологический процесс, не зная, что откуда поступает и что в конечном счете надо сделать. Это же вполне естественно». - «Знаете что, давайте мы так договоримся. Вы никому больше так не рассказывайте, потому что все это государственная тайна. Но вас похвалил сам товарищ Берия».

Через две недели меня назначили заместителем начальника цеха. Это, конечно, не связано с посещением Л.П. Берия, просто очень часто и интенсивно менялись люди…"

Читайте также: Берия и атомный проект. "Даже у Курчатова тряслись руки". Часть 1.