На чём держится мир? Почему земля ещё вертится, когда столько потрясений? Сердце отвечает: мы стоим молитвами святых и подвижников Церкви.
Не случайно в Можайске – летом – проходят ежегодные Макариевские чтения. Они посвящены столпу русской святости – Святителю Макарию, митрополиту Московскому. Свой подвижнический путь Макарий начинал на Можайской земле, поэтому именно с его именем связываются Чтения, проводимые в вышеуказанном городе на краю Московской области.
Макариевские чтения обыкновенно имеют и тематический подзаголовок – иногда узко краеведческий, иногда широкий по спектру значений – и допускающий разговор не только о явлениях, связанных с Можайском.
На Макариевских чтениях, которые вообще посещаемы, регулярно бывают и знаменитые гуманитарии, люди очень знающие. Среди них хочется назвать Андрея Михайловича Ранчина (доктора филологических наук, профессора МГУ им. М.В. Ломоносова) и Василия Григорьевича Пуцко (старшего научного сотрудника Калужского музея изобразительных искусств), редкого знатока русской иконописи. Ранчин и Пуцко – не только компетентные гуманитарии, но и личности по-человечески отзывчивые, наделённые тонким интеллигентным юмором.
Говоря о том, кто и как организует Макариевские чтения, невозможно не упомянуть их бессменную ведущую – Ларису Сергеевну Кертанову.
Её внимание к гостям конференции немногословно, трогательно и всемерно. Она организует автобусы для участников конференции, она расселяет докладчиков в гостиницу, она организует трапезу, иначе говоря, берёт на себя колоссальную работу.
Надо сказать, что в этом году – обеды и ужины проходили в местном ресторане «Бородино» – для желающих имелось полноценное постное меню, на выбор имелось и мясо (всё исключительно доброкачественное). Как известно, 12-го праздник апостолов Петра и Павла, которому предшествует пост (один из наименее суровых в году). Так вот желающие получали возможность его соблюсти.
Людей, пребывающих на конференцию, Лариса Сергеевна всячески старалась угостить чаем, не уставая хлопотать о гостях. Не это ли – христианская забота о ближнем?
После того, как прозвучало приветствие со стороны главы Можайского округа (озвученное одним из организаторов конференции) начались сами чтения. Хочется особо упомянуть доклад Александра Гавриловича Мельника «Богомолья царей Фёдора Иоанновича и Бориса Годунова». Годунов – фигура спорная, неоднозначная, и рассказ о том, к каким святым и по какому поводу он обращался, как происходило его молитвенное стояние, не мог не произвести сильного воздействия на аудиторию. Доклад Лилии Петровны Волковой был посвящён святым, просиявшим в Можайске. Волкова – уроженка Можайска с особой теплотой вспоминала подвижников, прославивших её землю.
И снова являлось ощущение того, что наша земля зиждется молитвами святых.
После первой – пленарной – части конференции автобус отвёз гостей на обед, а затем последовала экскурсия по Можайску. Её вёл опытный экскурсовод с многолетним стажем, который водит экскурсии и по музею Бородино (в Бородино). Об этом человеке перешептываются в лестном для него ключе. Чего греха таить – иные экскурсоводы зазубривают и пусть даже артистично исполняют приблизительно один и тот же текст, а он знает так много, что всякий раз способен говорить на экскурсии новое и разное, способен нигде не повторяться в отличие от иных. Причём знания этого экскурсовода с годами лишь возрастают, он не ленится накапливать всё новую информацию. Судя по всему, он действительно любит свой предмет, болеет за своё дело экскурсовода. Он много рассказывал о древних церквах Можайска, о древнем святом Николае Можайском. Водил экскурсантов в особое помещение, образованное внутри крепостной стены, которая полагает черту или границу Можайска.
Под этой стеной, в соседстве с ней проходили самые различные вехи отечественной истории, она видала многих царей от Ивана Грозного до Петра… В древности – пояснял экскурсовод – Можайск был фактически границей Руси, и существовало даже выражение «Отправлю тебя за Можай». Оно означало: отправлю тебя в несусветную глушь, ибо в древности Можайск был городом, где кончалась Русь. Можайск во время оно пережил и кровопролитные битвы русских с поляками, которые шли на Можайск. Этот город играл немалую роль и в страшную годину Великой отечественной войны…
Продолжение экскурсии вновь шевелило в душе ощущение святости тех, кто, хочется думать, молятся о нас, участвуют в наших судьбах, укрепляют нас во всём благом. В музее присутствуют и совершенно уникальные экспонаты. Наряду с иконами новомучеников российских там имеются фотографии новомучеников. Душа умиляется тем, насколько у них просветлённые лица, на этих лицах, в глазах святых читается то, насколько всё земное преходяще и относительно по сравнению с сиянием Вечной славы, которую наследуют святые.
Предыдущего экскурсовода энциклопедиста неожиданно сменил другой экскурсовод – благообразный бородач. Указывая на фотографии святых, он говорил о том, что если в школах не преподавать закон Божий, люди буквально звереют. Что ж, наверное он был прав, но всё-таки он немножко упрощал и схематизировал предмет разговора. Он говорил не столько о святости, таинственной близости к Богу, сколько просто о человеческой добропорядочности. Впрочем, наверное, лучше уж добропорядочность, нежели вообще ничего, зияние ужасающей ямы… Хочется думать, намеренья у бородача, разъяснявшего нам что к чему, были благие…
Экскурсия продолжилась в музее художника Герасимова, куда гостей конференции вновь отвёз автобус. Нас ввели в великолепный дачный дом с садом, хранящий неуловимую память о былых особняках. Экскурсию вела дама экскурсовод из музея Герасимова. Она говорила о том, что хотя формально Герасимов был чуть ли ни обласкан властями, был официально признан и одно время даже руководил Суриковским институтом, даже в самые трудные времена он проявлял личную честность и даже некоторую строптивость по отношению к Советской власти.
Так, например, поясняла экскурсовод, указывая на картину Герасимова, посвящённую колхозу, видно, что люди на этой картине не улыбаются. Герасимов всё-таки следовал не конъюнктуре, которая навязывалась, а писал колхозников со своих можайских земляков – по личным впечатлениям. Не героизировал колхоз, не действовал вопреки жизненной правде. И как-то уцелел, более того, был прославлен.
Далее автобус повёз экскурсантов в Лужецкий монастырь, где первый из ранее упомянутых экскурсоводов (тот самый энциклопедист), вернулся к нам и рассказывал много уникальных фактов из житий русских святых. Мы с женой приложились к мощам преподобного Ферапонта, которые хранятся в Лужецком монастыре.
Благодаря трогательному попечению Ларисы Сергеевны Кертановой тем, кто не остаётся в гостинице, был выделен автобус. Он-то и доставил нас с женой на вокзал. Помимо нас был кое-кто ещё из участников конференции.
На вокзале мы – усталые путники – столкнулись со знакомыми реалиями. Выяснилось, что ближайшая электричка будет не скоро, удобной кассы поблизости вообще нет и чтобы доковылять до ближайшей кассы нужно идти на другую сторону железнодорожных путей через мост. Но подъёмом-спуском и спуском-подъёмом наши бытовые мытарства не ограничились. У гостей конференции, включая нас с женой, возникло желание не трястись утомительно в разболтанной электричке, а налегке домчаться до Москвы на экспрессе «Ласточка». Однако вскоре выяснилось, что билеты на «Ласточку» нельзя просто так купить – они продаются в некоей отдельной кассе, которая не работает. В ответ на негодование иных (до сих пор в жизни встречаются наивные правдоискатели) кассирша, продававшая билеты на электричку, нехотя пояснила нам, что билетов на «Ласточку» всё равно нет. И, мол, нечего суетиться. Однако одна из участниц конференции, уже выходя из здания, где кассы, рассудила, что сотрудница железной дороги просто врёт, чтобы от нас отвязаться. Билеты на «Ласточку» продаются не на конкретные места, которые могут быть выкуплены и заняты, а на экспресс в целом, как собственно и на любой пригородный поезд.
На платформе мимо нас легко промчалась «Ласточка». В течение приблизительно получаса подошла и электричка. День был полон впечатлений.