Во многих христианских церквях существует догмат о том, что Христос спускался в ад для проповеди душам умерших людей. Поддерживает ли Библия это учение?
за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. 1-е Петра 3:19,20
Библия повествует, что Иисус умер и был три дня в могиле. Позже был воскрешен в духовном теле( 1-е Петра 3:18, Деяния 10:40). Но кому он проповедовал?
Для того, чтобы понять смысл приведенного текста прочитаем еще один
Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания;и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навёл потоп на мир нечестивых; 2-е послание Петра 2:4,5
Можно заметить, что эти два отрывка из Библии очень сходны по смыслу. Второй точнее говорит о тех, кто назван "находящимися в темнице". И это не умершие люди времён потопа или умершие праведники, а согрешившие ангелы, которые имеют духовные тела, то есть, духи. Примечательно, что в оригинальном греческом тексте(2 Петра 2:4) используется слово "тартар". В греческой мифологии тартар это место заключения богов и титанов, бездна. Петр использовал слово "тартар" для того, чтобы смысл его письма был более понятен для христиан из не иудеев. Он показал, в каком состоянии находятся падшие ангелы(бесы). Эти ангелы лишены божьего одобрения(света)(Исаии 2:5, 1 Иоанна 1:7, Откровение 21:23) и осуждены на уничтожение. Им Иисус, воскреснув в духовном теле, и "проповедал" весть осуждения. Об этом же пишет ученик Иуда
и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших своё жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня.
Послание Иуды 1:6
В поддержку догмата о сошествии в ад приводят текст из послания Петра
Ибо для того и мёртвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотью, жили по Богу духом. 1-е послание Петра 4:6
В этом тексте обратим внимание на качество проповеди. Написано "благовествуемо". То есть, возвещена добрая весть. Это отличается от значения слова из 1 Петра 3:19 - "проповедал". Проповедовать можно не только добрую весть, но и суд, учение и т.п. В оригинальном тексте используется слово "экириксэн", которое переводится как "возвестил, обьявил". Что, как раз, ближе к смыслу текста - объявил непокорным духам о суде.
Кто же такие "мертвые", о которых пишет Петр? Мы читаем, что они подверглись "суду по человеку". Что за суд? Читаем контекст послания
почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас. 1-е послание Петра 4:4
Петр пишет о человеческом суде со стороны противников истины. Приводя свою жизнь в соответствии с истиной человек перестает участвовать в мертвых делах мира, за это мир и осуждает христианина
Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению; 1-е послание Петра 4:3
Поступая, как написано выше, человек находится в мертвом состоянии в глазах Бога
И вас, мёртвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, Ефесянам 2:1,2
Еще один текст, который приводят в обоснование учения о схождении в ад
Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. Деяния 2:31
Чтобы верно понять прочтем контекст
Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Деяния 2:29
Здесь явно видно противопоставление состояния Давида и Христа. Давид не воскрес и находится в могиле, а Иисус не оставлен в могиле(шеол, гадес), но воскрешен, жизнь Иисуса прервалась на короткое время. Тело его исчезло(Луки 24:3, сравни Второзаконие 34:6), а не истлело. Главный смысл текста не в том, что Иисус был в могиле, а в том, что он там не оставлен.
Уважаемый читатель, верить догматам, основанным на преданиях, или Библии, слову Бога, выбор за тобой.