Найти тему
ZuZu music

Рецензия на альбом: масло чёрного тмина — kensshi (Казахстан)

Жанр: blues, hip hop, trip hop, jazz
Лучшие песни: вьюга меня замела, так за кого же болеть на этой земле и кого любить?, lam
Похожее: Tricky, Portishead, Скриптонит, Мак Сима Мгла

Когда масло чёрного тмина, проект двух человек из Казахстана: Айдына Закария и его остающимся неизвестным битмейкера, только появился, конечно, отовсюду пошли сравнения со Скриптонитом, что в начале было довольно нормальным. Мало того, что они из Казахстана, так ещё и работают в довольно смежных сферах: делают хип-хоп, основанный на последствиях творчества Tricky — медленный, тягучий и грязный. У обоих, так же, как у Tricky, акцент сделан на фактуре вокала, записанного так, что слышен каждый случайный хрип и вздох, слышно, как голос резонирует меж зубов, как слюна падает на защитную мембрану микрофона. Рэперы обычно так не делают, это чисто школа Tricky, которая в русскоязычном поле ранее была представлена в первую очередь Скриптонитом.

Важно и другое: отношение музыкантов к происходящему в современной музыкальной индустрии, которое изначально казалось одинаковым, и что оказалось в корне неверным. И это собственно и определяет стиль обоих музыкантов. Скриптонит, хорошо слышно, терпеть не может современный хип-хоп, и он прямыми словами, открыто шлёт на хрен всё это дерьмо. Но тем не менее, он пацан в тренде и отлично врубается во все движухи, так что использовать звуковые элементы какого-нибудь условного A$ap Rocky для него совершенно нормально.

-2

Масло чёрного тмина никого никуда не шлёт, потому что ему абсолютно, совершенно, безоговорочно не важно на эти все актуальные штучки. Айдын тоже злой чувак, злобой пропитан как весь его дебютник “kensshi”, так и его прошлые епишки. Но эта злоба — граничащая со страхом, внутренняя, направленная на самого себя. Страшно даже представить, что происходило с Айдыном раньше и чем вдохновлена такая музыка: сам он отмалчивается, особо никуда не высовывается и ни с кем не разговаривает, интервью с ним по сути нет.

Впрочем, раньше как ему было на всех класть, так и всем было класть на него. Многие журналистовцы, конечно, давно подметили его благодаря Хаски, но ни о какой славе речь пока не шла. “Kensshi”, скорее всего, изменит этот факт, что вряд ли приведёт к чему-то хорошему. Музыка масла чёрного тмина очень личная и никак не направлена на большую толпу людей или стадионы. Айдыну хотя бы повезло, что он живёт в Караганде, и вряд ли тамошние шахтёры как-то изменят к нему своё отношение, и вроде как не должны начать навязываться.

-3

Но известности Айдын очень боится, судя по тому же пронзительному треку “магия”, где с определённого момента каждая строчка (и это удивительно звучит круто!) заканчивается словом “шлюхи”, пока песня не доходит до бриджа “Тебе не надо быть известным, нет”. Происходящее в этом треке, кстати— действительно магия. “Шлюхи” в конце строчек создают повторяющийся ритмический рисунок, который начинает вгонять в транс, катарсис которого достигается далее уже на непрерывном рефрене “магия-масло” с проскакивающими нотами запева спиричиуэлса. В русскоязычном хип-хопе такого ещё не было! В этом треке плохо одно: его продолжительность — если этот элемент развить, можно было бы хоть духов призывать. Что, возможно, будет происходить на лайвах масла. А самое крутое, что “магия” — далеко не лучший трек на “kensshi”.

Самое интересное начинается с “вьюга меня замела”. Типичный фанки-щит быстро оказывается таким честным и добротным блюзом, какого на мировой-то сцене мы не часто слышим со времён… не знаю, The Doors. И именно с этого трека становится окончательно понятно, что масло чёрного тмина совсем не про хип-хоп, потому что Айдын начинает петь, и выясняется, что у него великолепный блюзовый вокал, которым он ещё и умеет круто управлять, идеально расставляя крики, кашель, стоны, как умели только профессионалы старой школы типа Нины Симон, на музыке которой и вырос Айдын. И эту технику масло чёрного тмина обрамляет в неровные, нервозные биты с мутными сэмплами, которые будто тягучим, чёрным маслом растекаются по трекам.

-4

Всё, что происходит на “kensshi”, дальше только развивает эти идеи. Какие-то треки ближе к трип-хопу школы Portishead, какие-то — к старому блюзу, а где-то масло чёрного тмина уходит в чистый джаз. Именно джаз, а не какой-нибудь “джаззи”, который встречается повсеместно и который обычно используется просто для достижения “чилла”. Масло чёрного тмина понимает, что значит джаз, и это очень хорошо. Джаз — музыка совершенно безумная, самая безумная из всех, что существовала когда-либо. Безумие, джаз масла чёрного тмина — это непрерывная паранойя, сопровождаемая паническими атаками.

Так же и блюз. Для масс блюз — это унылая, грустная и однобокая музыка. Блюз масла чёрного тмина — это разрывающая тоска, это крик, на который не хватает сил, и он вырождается только в хрип.

Иногда разница между джазом и блюзом только в том, что джаз — это то чувство, когда как бы ты ни захотел, как бы ты ни старался, ты не можешь закрыть глаза ни на секунду. Блюз же — это чувство, когда единственное, что ты можешь сделать — это крепко зажмуриться.

Сейчас происходит то, чего так боится Айдын. Все паблики, каналы, СМИ пишут про масло чёрного тмина. Это страшно. Это странно. Целевая аудитория масла чёрного тмина в основном мало что понимает и в джазе, и в блюзе, и в трип-хопе. А теперь на них это всё вывалилось концентратом. Как люди это примут — непонятно. Но то, что массы сейчас слушают подобную музыку — это событие.

Лейбл: Universal Music
Дата выхода: 12 июля, 2019 г.

Автор рецензии: Арсений Брагинский