Найти в Дзене
Ленинка

«Дай мне ещё кальвадоса!» Любовные зелья мировой литературы

Отмечаем День любви, семьи и верности приворотными зельями из любимых книг

1. Битва зелий в «Одиссее» Гомера: Цирцея отравляет зельем своего мужа и с помощью волшебного напитка превращает спутников Одиссея в свиней, но Одиссей собственным зельем привораживает её и живёт у колдуньи целый год.

Цирцея кисти Джона Уильяма Уотерхауса (1911—1914)
Цирцея кисти Джона Уильяма Уотерхауса (1911—1914)

1а. Джеймс Джойс в «Улиссе» переписывает историю о Цирцее и Одиссее — в этой главе у проститутки Зои «сладостные губы одалиски увлажнены бальзамом из розовой воды и свиного жира», она угощает главного героя Блума шоколадом, который он называет «возбуждающим».

2. По ошибке любовный напиток выпивают Тристан с Изольдой. У историков есть мнение, что в этом напитке были подмешаны галлюциногены, и Тристан с Изольдой просто не понимали, что творят (и у средневековой морали появилась лазейка для оправдания их поведения).

Джон Уильям Уотерхаус. Тристан и Изольда с ядом (1916)
Джон Уильям Уотерхаус. Тристан и Изольда с ядом (1916)

3. Жена Калигулы Цезония — её обвиняли в том, что она опоила мужа приворотным зельем из мозга жеребёнка и он сошёл с ума (Ювенал, «Сатиры»):

Вот почему и туман в голове, и забыл ты о деле
Сразу. Но это еще переносно, пока не впадешь ты
В бешенство, вроде того опоенного дяди Нерона,
Мужа Цезонии, что налила ему мозг жеребенка
(Всякая женщина то же, что царские жены, содеет).
Все пред Калигулой было в огне, все рушились связи,
Точно Юнона сама поразила безумием мужа.

4. Определённо семья Татьяны Лариной что-то подмешивала в брусничную воду — ведь у них было 2 девушки на выданье, и молодых гостей нужно было удержать всеми способами! К тому же, Онегин на эту воду потом жаловался.

5. Ещё одно пушкинское произведение — «Руслан и Людмила», где приворот подействовал слишком поздно, что обидно: Финну и Наине уже по 70 лет, и когда та наконец отвечает ему взаимностью, Финн отказывает. Наина обещает мстить:

Добился ты любви Наины,
И презираешь — вот мужчины!
Изменой дышат все они!
Увы, сама себя вини;
Он обольстил меня, несчастный!
Я отдалась любови страстной...
Изменник, изверг! о позор!
Но трепещи, девичий вор!

6. Кальвадос (яблочная водка) в «Триумфальной арке» Ремарка описан как маркер душевного напряжения главных героев, он появляется на самых драматичных страницах романа, так что его можно назвать одним из персонажей. В амплуа любовного зелья!

Жоан быстро поднялась. Ее лицо сияло.
— Дай мне ещё кальвадоса, — сказала она. — Похоже, он и в самом деле какой-то особенный... Напиток грез...

7. Покровители Дня любви, семьи и верности Пётр и Феврония поженились благодаря зелью Февронии: правда, она не поила им князя, заболевшего проказой, а применяла наружно. Возможно, в зелье входил дикий мёд, так как его добывал отец Февронии, но может, и что-то ещё!