КАРТИНКИ ВЗЯТЫ С ПРОСТОРОВ ИНТЕРНЕТА.
Отшумела весна масленицей, отзвенела колокольным звоном на Пасху. Радостное солнце гонит в апреле снег с полей. Вся природа приходит в состояние восторга. Лопаются на деревьях почки, искрится первая листва. Неугомонный щебет птиц звучит как гимн возрождающейся природе.
О том, что весной нечистая сила пробуждается, слышали не все. А между тем принято было ее задобрить.
Майские торжества
В мае отправлялся народ в лес, собирал пахучие травы. Водили хороводы среди деревьев. Срубали деревце, наряжали в платье, обвешивали ленточками. Потом устраивали пир. Напившись, накушавшись, возвращались домой, неся наряженную срубленную березку. Она оставалась до Троициного дня. Так родились праздники, которые впоследствии стали именовать «маевками».
В языческих обрядах народов Европы день 1 мая, конечно, не имел ничего общего ни с политикой, ни с пролетарской солидарностью. 1 мая – это был день любви.
У древних племен Италии почитались бог и богиня любви – Май и Майа. По имени этих богов назван в Италии месяц май (традиционное название у славян этого месяца – травень). Имя богини Майи, видимо, очень древнее и отражено даже в славянских языках. Так, весенние деревца, срубленные по обычаю на весенний праздник, чехи тоже назвали майями. Наши же предки под майками подразумевали русалок.
Встречи весенних богов
Начиная с марта весну кликали. На многих русских вышивках сохранились изображения едущей на коне женщины с поднятыми вверх руками – это весна едет. На пригорках девушки разжигали костры, водили вокруг них хороводы, зазывали весну. Потом в обрядовых песнях славили великих богов любви Ладо и Ладу. Имя этих божеств было известно болгарам, сербам, чехам, хорватам, восточным славянам: русским, украинцам и белорусам. Богиня Лада несла с собой счастливую любовь. Исстари супруга называли ласково ладом, а детей – ладушками.
Очень важен был для языческих обрядов рубеж весеннего равноденствия. Его называли Юрьевым днем. Древняя основа имени Юрий восходит к названию великого бога весеннего плодородия Ярило-солнца.
Самого Ярилу представляли юношей, одетым в белые одежды с венком на голове. Он непременно бос. Там, где ступает нога солнечного бога, начинает колоситься рожь, пышно зеленеет трава. Для встречи Ярилы выбирали в деревне самую прелестную девушку. Украшали ее венком цветов, одевали в белые одежды и возили на коне. Хороводы водили.
Боги весенней страсти
Боги, по представлению древних, могли принимать облики разных зверей. Божества солнца в славянских мифах воплощались в образ могучего быка-тура.
Бог Тур был известен славянам и литовцам. Его жену звали Турина. Тура так же почитали как могучего воина. В песнях, посвященных Туру, кроме молодецкой удали, отмечалась его любовная страсть: нравилось Туру с красными девками на травке побороться.
Впрочем, не только ему. Животными солнца считались также олень — золотые рога, конь и козел. За козлом признавались особые похотливые качества. Никто это козлу в вину не ставил, наоборот, его почитали особо. Он ведь был не только носителем сексуального удовольствия, но и богатства. Культ козла, этого лекаря от бесплодия, был известен еще в Древнем Риме.
Договор с лешим
Весной, в конце апреля, наступает час выгона скота. Это ответственный момент. Прежде всего надо с лесовиком-лешим договор заключить, чтобы не безобразничал, берег скотину, не давал волкам на растерзание. Здесь самое главное лицо – пастух.
Отношение к пастуху было противоречивым. Его то за дурака принимали, то боялись как волшебника, ведь поговаривали, пастух с самим лешим накоротке. Старое русское имя пастуха – волох или олох. Отсюда произошло наше ругательство: олух. С другой стороны, в словах волох и волхв (волшебник) много общего. Тот и другой творят заклинания. Выгоняли скотину в поле 23 апреля. Предварительно пропускали стадо через лежащий на земле красный пояс или загасший только что костер. Пояс был магическим предметом-оберегом от диких зверей, а костер – очистительной силы.
Пастухи для установления мира с лешим читали особые заговоры. По договору с пастухом леший получал 2-3 коровы в год, всякие приношения, молоко, яйца. Еду оставляли на перекрестках лесных дорог.
С лешим шутки плохи. Он хозяин всех лесных зверей. Любит над путником подшутить. Заманит в чащобу и поминай как звали. Защекочет до смерти. У лешего много кличек было, одна из них щекотун. Чтобы от лешего уберечься, человек надевал в лесу кафтан шиворот-навыворот, левый лапоть – на правую ногу и наоборот. В таком обличии его леший не узнает. Но самое верное средство – ругаться надо было по-черному. Леший виртуозного русского мата не любил. И почему сейчас удивляются, что русский народ – матерщинник? Что же поделаешь, когда предки почитали крепкое слово вместо оберега.
А вот пастуху ругаться никак нельзя, чтобы друга лешего не обидеть. Заиграл рожок пастуха – значит, и лето близко, до выгона скота он мог только кнутом щелкать.
КОНЕЦ! СПАСИБО ЗА ПРОЧТЕНИЕ!