Бесплодие – психосоматика.
При современном развитие медицины, можно сказать, что бесплодие довольно часто имеет под собой психосоматическую основу.
В настоящее время всё можно обойти, даже такие тяжелые моменты, как:
- отсутствие труб. Оно обходится технически, методом экстракорпорального оплодотворения;
- отсутствие яйцеклеток, которое обходится технически, методом донорских яйцеклеток и т.д.
Если пара применят эти методы, а результата нет, или какое-то осложнение развивается по непонятным причинам, то можно говорить о психосоматике.
«К примеру, не было у женщины туберкулеза, аппендицита, операций, а у неё почему-то трубы непроходимые. Это не нормально, этого не должно быть, потому что нет к этому объективных причин. Значит трубы, на самом деле, не непроходимые, а это просто спазм труб. То есть та же самая психосоматика.
Или у девушки в 30 лет яйцеклетки истощились. Ей же не 50 лет, то есть это не истинное истощение, которое приходит с возрастом, а психосоматика» - говорит акушер-гинеколог Центра материнства, естественного развития и здоровья ребёнка, Мария Михайловна Розет.
Безусловно бывают некоторые нозологические диагнозы, которые мы считаем болезнью, то, с чем нужно обращаться к врачу — это уже психосоматика.
Но также бывают прецеденты, когда в процессе обследования женщины становится понятно, что она здорова и все хорошо, делаем выводы что её бесплодие это только психосоматика. Или даже психика, которая еще в соматику не спустилась.
Психосоматика может быть выражена в любом месте и любой системе человека. Она может дать какой угодно сбой.
Когда человек недоволен своей жизнью или собой, какая-то система у него будет давать сбой.
Понятно, что наша репродуктивная система – это то, без чего можно жить. Поэтому здесь организму дать сбой проще всего, с наименьшими последствиями для жизни. Одно дело если, например, сердце дает сбой, другое дело если репродукция даст сбой, например, цикл отключится.
«Репродуктивная система — это то, что у женщины легче всего нарушается, и в первую очередь повреждается. Что является признаком легкой психосоматики, которую еще пока можно обратить, если ничто другое в теле «не расшаталось». Значит это еще стрессовое воздействие, которое обратимо. Потому что оно пока поражает не тебя, а только «следующую жизнь»» - делится Мария Михайловна.
Если женщина обращается к Марии Михайловне, и та видит проявления психосоматики, то работу с такой пациенткой она ведет совместно с психотерапевтом.
Хочется отдельно отметить, что в своей работе Мария Михайловна не использует термин «бесплодие», потому что он звучит как приговор. Кроме того, истинное бесплодие встречается не так часто, как принято считать.
«Я веду речь с пациенткой или парой о том, что они планируют беременность. Люди могут планировать 10 лет, без перерыва, а могут планировать 1 год.
По сегодняшним критериям уже 1 год безуспешного планирования называется бесплодием, но это абсурд. Потому что для нормальной здоровой семьи, без каких-либо осложнений, среднее время планирования – около трех лет. И уже после десяти лет мы можем говорить о том, что у них действительно были, постфактум, какие-то там проблемы. Это не значит, что мы живем 10 лет перед тем, как начали обследоваться. Это значит, что мы не можем говорить людям такое страшное слово» - делится опытом доктор.
Пациенты планируют беременность, возможно их уже пора обследовать, может быть пора применять какие-то вмешательства. Но это не значит, что мы лечим бесплодие. Бесплодие – это приговор.
Как бесплодие может измениться?
Бесплодие – это точка невозврата, а мы стремимся к результату в виде рождения здорового ребенка.
Если Мария Михайловна видит психотерапевтический диагноз, то она отправляет пациентку к специалисту. Если же доктор видит какую-то неграмотность, неосознанность или запуганность другими врачами, то она пока еще ведет пациентку самостоятельно, не только как врач, но и как педагог.