Найти тему
Московит

Шелом: всего лишь название или отдельный тип шлема? (Часть 2)

Монгольское нашествие повлияло на развитие военного дела на Руси сильнее, чем любое другое событие до него. Не стал исключением и шелом, не утративший своей популярности.

Рисунки художников XIX века, показывающие русское вооружение полны неточностей (это еще мягко говоря). Вот здесь, например, художник потрудился на славу и хорошо изобразил шеломы, при этом назвав их шишаками.
Рисунки художников XIX века, показывающие русское вооружение полны неточностей (это еще мягко говоря). Вот здесь, например, художник потрудился на славу и хорошо изобразил шеломы, при этом назвав их шишаками.

Первым изменением в его конструкции после монгольского нашествия стал отказ от наносников, полумасок и личин, то есть всего, что хоть сколько-то снижало обзор воина. Многие найденные шлемы, изготовленные незадолго до монгольского нашествия имеют редуцированный позже наносник. Хороший обзор поля битвы в схватке с противником, практикующим ложные отступления и фланговые атаки стал для воина важнее любой защиты.

Воссозданные доспехи дружинника конца XIII - начала XIV  века. Шелом идентичен показанным мной в прошлой части, но его наносник укорочен.
Воссозданные доспехи дружинника конца XIII - начала XIV века. Шелом идентичен показанным мной в прошлой части, но его наносник укорочен.

Не менее важным изменениям подвергся корпус шелома. К началу XIV века многие шеломы уже имеют монолитную тулью из одного стального листа. Корпус шлема нередко граненый или с рифлением. Подобные шлемы еще лучше отражали рубящие удары. Также это свидетельствует о стремительном развитии кузнечного дела на Руси (выковать граненый купол шлема намного сложнее нежели гладкий). Шеломы все так же дополнялись бармицей, все чаще - круговой, как единственной оставшейся защитой лица.

Реконструкция доспехов воина, сражавшегося в Куликовской Битве (находится в одноименном музее в Тульской области). Обратите внимание, что обод шлема ровный, а сам шлем - цельнокованый.
Реконструкция доспехов воина, сражавшегося в Куликовской Битве (находится в одноименном музее в Тульской области). Обратите внимание, что обод шлема ровный, а сам шлем - цельнокованый.

В XIV веке к шелому впервые стали добавлять науши, а в XV - козырек. Вместе с козырьком вернулся и наносник, однако теперь он имел форму скользящей вверх-вниз стрелки (при необходимости он поднимался и закреплялся в верхнем положении).

Воин поместной конницы XVI века в шеломе с наушами (на тулье хорошо видны витые грани) и кольчатом доспехе (в то время наиболее распространенным был панцирь).
Воин поместной конницы XVI века в шеломе с наушами (на тулье хорошо видны витые грани) и кольчатом доспехе (в то время наиболее распространенным был панцирь).

Помимо монгольского нашествия свою роль в конструктивном развитии шеломов сыграло иранские влияние. На момент XV века подобные шлемы были распространены повсеместно от Балкан до Средней Азии. В этот же период времени шелом впервые упоминается как отдельный (фактически - наиболее распространенный) тип шлема.

Слева турецкий шишак, в центре - русский шелом, а справа... корейский шлем в "монгольском стиле".  Все они датируются началом XVI века.
Слева турецкий шишак, в центре - русский шелом, а справа... корейский шлем в "монгольском стиле". Все они датируются началом XVI века.

В начале XVI века шелом занимает господствующие положение в защитном снаряжении ратников набравшего военную мощь Великого княжества Московского. Его применяют повсеместно в сочетании с любыми корпусными доспехами (после введения поместной реформы в армии вооружение воина кардинально изменилось). Ярким примером этого служит картина "Битва под Оршей" неизвестного художника, иллюстрирующая одноименное сражение 1514 года в ходе русско-литовской войны.

Фрагмент картины "Битва под Оршей".  Большинство воинов носят шеломы и бахтерцы (некоторые - богато украшенные).
Фрагмент картины "Битва под Оршей". Большинство воинов носят шеломы и бахтерцы (некоторые - богато украшенные).

Шеломы поместной конницы были настоящим произведением искусства кузнецов Московского княжества. Высокие (30см и выше) монолитные шлемы с козырьком и наушами стали "визитной карточкой" воина-московита наряду с бахтерцом (этот корпусный доспех заслуживает отдельной статьи).

А это - шелом начала XVI века из коллекции Эрмитажа. Сравните его с изображенными на картине выше: художник прекрасно знал свое дело!
А это - шелом начала XVI века из коллекции Эрмитажа. Сравните его с изображенными на картине выше: художник прекрасно знал свое дело!

Подобные шеломы превосходили другие шлемы в защите от любых вертикальных ударов. Однако, в их конструкции был один существенный недочет: плохая защита от боковых ударов. В этом случае высота шелома была уже недостатком: мощный удар срывал его с головы воина. С этим связан один уникальный факт: на данный момент нет ни одного доказательства существования подбородочных ремней у русских шеломов. В контексте вышесказанного это логично: при закреплении шлема на голове воина сильный боковой удар мог сломать ему шею.

Шелом с наушами. Тулья высокая, граненая, грани витые. Науши крепятся на петлях.  Высота шлема - 35 см (без наушей).
Шелом с наушами. Тулья высокая, граненая, грани витые. Науши крепятся на петлях. Высота шлема - 35 см (без наушей).

По этой причине в конце XVI века шеломы постепенно вытесняются шишаками и шапками железными, не имевшими подобного недостатка. К началу XVII века шеломы практически полностью выходят из употребления.

Еще один шелом начала XVI века из коллекции Эрмитажа. По краю шелома видны крепления для  ныне утерянной бармицы. Его высота - 39(!) см.
Еще один шелом начала XVI века из коллекции Эрмитажа. По краю шелома видны крепления для ныне утерянной бармицы. Его высота - 39(!) см.

В рамках двух статей я постарался подробно описать путь развития самого известного типа русских шлемов. О других их разновидностях (а их было немало) я обязательно расскажу позже. Спасибо!

В конце я не мог не показать вам, пожалуй, самый прекрасный шелом из ныне известных - шелом Ивана  Грозного. Шлем великолепной работы, материалы: сталь, серебро, золото и латунь. Высота - 38см. По венцу сделана надпись, о принадлежности шелома царю. Над ней же - надпись на арабском  языке «Аллах Магомет», многократно повторяющаяся. Характерно, что надпись содержит грубые ошибки, что указывает на авторство: она сделана русским мастером. Шлем находится в экспозиции Стокгольмской королевской сокровищницы.
В конце я не мог не показать вам, пожалуй, самый прекрасный шелом из ныне известных - шелом Ивана Грозного. Шлем великолепной работы, материалы: сталь, серебро, золото и латунь. Высота - 38см. По венцу сделана надпись, о принадлежности шелома царю. Над ней же - надпись на арабском языке «Аллах Магомет», многократно повторяющаяся. Характерно, что надпись содержит грубые ошибки, что указывает на авторство: она сделана русским мастером. Шлем находится в экспозиции Стокгольмской королевской сокровищницы.