Софиевка — жемчужина садово-паркового искусства конца XVIII века, в ее честь была даже названа малая планета. Но у старинного парка есть секреты, которые открываются не каждому.
Используя естественный рельеф, Потоцкий и Метцель разбили парк в долине реки Каменки. С помощью системы плотин были созданы четыре пруда, где накапливалась вода для многочисленных фонтанов. Два из них находились на территории парка и задавали основную композиционную ось: все маршруты прогулок пролегали от нижнего пруда к верхнему. Обилие местного камня в урочище Каменки сформировало уникальный ландшафт, в котором трудно отличить природные элементы пейзажа от рукотворных. Причудливые нагромождения гигантских валунов, столь естественные на первый взгляд, оказывались частью четко продуманного замысла. Когда в 1802 году строительство было завершено, парк был преподнесен графом возлюбленной жене Софии ко дню именин.
В 1806 году польский писатель Станислав Трембецкий посвятил парку поэму под названием «Софиевка», а в 1815 году она с параллельным французским переводом и роскошными иллюстрациями была представлена участникам антинаполеоновского союза на Венском конгрессе. Это весьма способствовало всемирной известности парка, а русский царь Александр I своим приездом в Софиевку заложил традицию посещения парка русскими монархами. Известно, что все русские цари побывали в Софиевке и жертвовали на парк крупные суммы. В судьбе парка отразилась и сложность русско-польских отношений. Сын графа Потоцкого Александр участвовал в польском восстании 1831 года и в связи с этим был лишен права владения парком. Оно перешло Российскому государству, а позже Николай I подарил Софиевку своей жене, после чего парк приобрел второе, неофициальное название — Царицын сад.
Сад как идея
В эпоху Просвещения садово-парковое искусство стало одним из главных видов искусств. Над созданием парков работали лучшие архитекторы, а владельцы соревновались друг с другом в изощренности садовых программ. Но в XVIII веке сад должен был не просто радовать глаз, а «просвещать», формировать человека новой эпохи. Это связано с тем, что сад с древнейших времен воплощал идею земного рая, то есть был идеальным утопическим пространством и моделью мироздания. Прогуливаясь по парку, просвещенный человек охватывал взором разные исторические эпохи, страны, культуры и даже религии. Так, в английских парках, которые служили образцом для всей Европы, было принято возводить экзотические павильоны в духе архитектуры разных народов и стран — китайские, турецкие, русские. Было модно воспроизводить в парках исторические эпохи — античность, Средневековье, Ренессанс. Кроме того, обилие мифологических скульптур и их прихотливое и неслучайное чередование требовало от человека эрудиции. Аллегорические скульптуры напоминали о пороках и добродетелях, а искусственные руины и надгробия настраивали на размышления о необратимости времени.
Архитектура души
Для теоретиков масонства архитектура и садово-парковое искусство были тем пространством, где символика наиболее близка к практике. Известный английский философ и масон Энтони Шефтсбери полагал, что самым совершенным творением Бога является человеческая душа — «нравственная архитектура». Человек призван уберечь ее от губительного влияния страстей. Это представление тесно связано с масонской идеей возведения храма в душе, предшествующем строительству храма реального. В свою очередь, саму архитектуру масоны называют ars regia — королевским искусством, поскольку возводят свою историю к гильдиям средневековых каменщиков. Вся обрядовая символика масонов — циркуль, угольник, мастерок, фартук, молоток и т.д. — напоминает о труде строителей. Масоны именуют Бога «Великим Архитектором» Вселенной, а легенда о строительстве храма Соломона является одной из центральных в масонской мистике и определяет обряды посвящения и инициации.
Масонами были многие просвещенные владельцы усадеб и загородных имений того времени. Поскольку общества были тайными, удаленные от городов усадьбы с их парками были идеальным местом для собраний лож и проведения обрядов. Посетители парков встречали на своем пути масонские символы: пирамиды, обелиски, арки, колонны, готические постройки, напоминавшие о средневековых каменщиках. Все эти эмблемы и знаки говорили с посетителями языком намеков и создавали ощущение сопричастности тайне.