Уже много десятилетий российские СМИ и писатели создают романтизированный образ крестьян-кулаков. На них и деревня держалась, и вся страна, и руки-то у них не сгибались от постоянного труда. В общем, лучшие люди страны, которых большевики из алчности поубивали всех, ну и пограбить хотелось, ведь большевиков только пьяницы нищие поддерживали. Так ли это?
В дореволюционном словаре Даля содержится следующее определение термина "кулак":
Скупец, скряга, жидомор, кремень, крепыш; || перекупщик, переторговщик, маклак, прасол, сводчик, особ. в хлебной торговле, на базарах и пристанях, сам безденежный, живёт обманом, обчётом, обмером; маяк орл. орёл, тархан тамб. варяг моск. торгаш с малыми деньжонками, ездит по деревням, скупая холст, пряжу, лён, пеньку, мерлушку, щетину, масло и пр. прасол, прах, денежный барышник, гуртовщик, скупщик и отгонщик скота; разносчик, коробейник, щепетильник, см. офеня. || Кулачить или -чничать, заниматься промыслом кулака, прасола. Мука кулачится, её кулачат. || Кулачество, кулачничество ср. занятие, промысел кулака, прасольство, перекупля, барышничество
Как можно заметить, в этом определении ничего нет ни о тяжком труде, ни о крепком хозяине, зато много о и ростовщичестве и торговле. Не трудно догадаться и о происхождении термина "кулак", ведь главное качество любого ростовщика- способность заставить должника заплатить долг, вспомните о тех методах, к которым прибегают современные коллекторы, а ведь сейчас народ значительно богаче, нежели крестьяне в царской России.
Нам могут возразить, мол что этот Даль знал о жизни в русской деревне, где он, может, и не жил никогда. Что бы пресечь подобные обвинения, обратимся к знаменитым "Письмам из деревни" А. Н. Энгельгардта, написанных им в период с 1872 по 1887 годы.
Энгельгардт- профессор химии, перебравшийся из Санкт- Петербурга в свое имение в Смоленской области, где он создал современное хозяйство, основанное на научных началах и крестьянском опыте. Опыт и багаж научных знаний Энгельгардта позволили ему в 12 письмах передать яркую и полную картину деревенской жизни в Российской империи. Разумеется, не обошел он вниманием и кулаков. Ниже приведены цитаты из писем Энгельгарда.
Как о зажиточности мужика-кулака, занимающегося ростовщичеством, можно судить по количеству денег, какое он пускает в оборот, так о зажиточности земельного крестьянина, занимающегося землей, хозяйством, можно судить по количеству и качеству имеющихся у него лошадей и скота, по количеству имеющегося в запасе хлеба, по исправности сбруи, орудий.
Как видно из этого отрывка, Энгельгардт отделяет кулаков от хозяйственных крестьян-землепашцев, труд которых он ценит и уважает. Иное отношение он проявляет к кулакам.
Десять лет тому назад в деревнях описываемого "Счастливого
уголка" было очень мало "богачей", то есть таких крестьян, у
которых своего хлеба хватало до "нови", не более как по одному
"богачу" на деревню, да и то даже у богачей хватало своего хлеба
только в урожайные годы, при неурожае же и богачи прикупали.
Нужно еще заметить к тому, что тогдашние богачи все были кулаки,
имевшие деньги или исстари, или добытые каким-нибудь нечистым
способом. За исключением этих богачей-кулаков все остальные
крестьяне покупали хлеб, и притом лишь немногие начинали покупать
хлеб только перед "новью", большинство покупало с великого поста,
много таких, что покупали с рождества, наконец, много было таких,
что всю зиму посылали детей в "кусочки".
"Счастливым уголком" Энгельгардт называл деревни, расположенные неподалеку от его имения и перенявшие часть его методов ведения хозяйства, что позволило им выбраться из ужасающей нищеты и не голодать.
Кулакам, напротив, была выгодна нищета окружающих их крестьян, т.к. нужда толкала их в кабалу к богачам, выбраться из которой было практически невозможно (посмотрите на тех, кто вынужден воспользоваться микрокредитами).
Каждый мужик при случае кулак, эксплуататор,
но пока он земельный мужик, пока он трудится, работает,
занимается сам землей это еще не настоящий кулак, он не думает
все захватить себе, не думает, как бы хорошо было, чтобы все были
бедны, нуждались, не действует в этом направлении. Конечно, он
воспользуется нуждой другого, заставит его поработать на себя, но
не зиждет свое благосостояние на нужде других, а зиждет его на
своем труде.
Соответственно, аргумент любителей "кулаков-крепких хозяев" не выдерживает критики. Кулаки способствовали не развитию деревни и сельского хозяйства, а действовали строго наоборот
Кулак этот, как и все кулаки, имеет значение. Он
поддерживает всякие мечты, иллюзии, от него идут всякие слухи; он
сознательно или бессознательно, не знаю, старается отвлечь
крестьян от земли, от хозяйства, проповедуя, что "работа дураков
любит", указывая на трудность земельного труда, на легкость
отхожих промыслов, на выгодность заработков в Москве. Он, видимо,
хотел бы, чтобы крестьяне не занимались землей, хозяйством - с
зажиточного земельного мужика кулаку взять нечего, - чтобы они,
забросив землю, пользуясь хозяйством только как подспорьем,
основали свою жизнь на легких городских заработках.
Для лучшего понимания сущности кулачества приведем еще один отрывок из третьего письма Энгельгардта, в котором очень красноречиво предстает действительность русской деревни XIX века
Раз весной, в самую ростепель, возвращаясь домой после
осмотра полей, встретил я бабу Панфилиху из соседней деревни, –
везет на колесах мешок.
– Здравствуй, А.Н.
– Здравствуй, Панфилиха. Что везешь?
– Из гамазеи овес. По осьмине на двор выдали, скот кормить
нечем.
– Что же так, сена нет?
– Какое сено, – соломы нет, последнюю с крыш дотравливаем.
Посыпать было нечем, вот, славу богу, по осьмине на душу что
наибеднейшим дали.
– Плохо дело, а ведь не скоро еще скот в поле пустим!
– Воля божья. Господь не без милости – моего одного прибрал,
– все же легче.
– Которого же?
– Младшего, на днях сховала. Бог не без милости, взглянул на
нас, сирот своих грешных
Можно ли осудить мать, радующуюся смерти своего ребенка? Вряд ли, т.к. вся ее жизнь проходит в нужде и она радуется, что выживут остальные дети. И у таких людей кулаки отбирали последнее.
Так зачем же нам рассказывают небылицы о кулачестве, высталяют их невинными жертвами большевиков? Все просто, власти нужен некий идеал, который у нас был отнят большевиками и к которому мы должны вернуться, но идеал-то гнилой, нужен ли он нам?
Спасибо за прочтение, вас могут заинтересовать наши статьи:
Сколько школ и больниц закрылось в России после развала СССР
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки, нам это приятно, а вам не сложно)