Найти в Дзене
Нуаду

Чему может научить сказка про мошенничество?

Есть одна сербская сказка (одна из моих любимых), называется «Два побратима» (из того же замечательного сборника «Сказки славянских народов»). Речь в ней идет про то как два хитрых мужика пытались обмануть друг друга. А в конце разбогатели и перестали обманывать.

Читал я ее как-то детям (а сказка бодрая – тут тебе и мошенничество, и ограбление с погоней, и мертвецы ночью в кладбищенской часовне, и разбойники, обращенные в бегство – дети в восторге) и думал: как-то это не очень похоже на полезную обучающую программу. Чему же эта сказка научит моих детей?

Забегая вперед, скажу, что посыл этой сказки можно рассмотреть с двух сторон: с логической и с моральной. Поэтому сначала разберем нравственную составляющую, а потом перейдем к логике.

Сюжет сказки

Подробно рассказывать не буду, желающие могут сами ознакомиться – сказка просто восхитительна! Правда, книжка редкая, но сейчас лежит в сети. Итак, просто кратко перечислю основные моменты.

Один мужик упорно работал, но никак не мог выбраться из нищеты. От отчаяния он решился на мошенничество: набил мешок мхом, сверху положил немного шерсти и решил продать какому-нибудь простофиле. По дороге на базар встретил второго точно такого же хитреца, который нес на базар «орехи». Обрадовались они, что можно никуда не ходить и стали торговаться. Шерсть дороже орехов, поэтому один должен был доплатить другому 2 гроша. Побратались хитрецы, обменялись мешками и пошли по домам.

Спустя какое-то время тот, что продал «шерсть» решил получить со своего побратима долг. Пришел к тому, а тот батрачит на богатого попа. Денег нет, поэтому они решили попа ограбить. Ночью пошли к его тайнику (яма за домом), батрак туда спустился, шарил-шарил – а там только зерно. Понял, что побратим его бросит в яме, если узнает, залез в мешок и крикнул «вытаскивай деньги!» Побратим вытащил мешок, а батрака решил бросить в яме. Побежал с мешком, за ним собаки, наконец, батрак кричит из мешка «подними выше, меня собаки кусают!» Остановились, стали ругаться, кто больший обманщик. Но потом помирились и разошлись.

В следующий раз, когда первый пришел за долгом, второй прикинулся покойником, авось первый наконец отстанет. Но первый решил проводить «покойничка» в последний путь. Отнесли второго в часовню на кладбище и первый остался там. Ночью в часовню, увидев свет, нагрянули разбойники и стали делить награбленные сокровища. Поспорив из-за дорогой сабли они решили проверить ее – отрубить голову у покойника. Тут второй побратим вскочил и крикнул «Эй мертвецы – где вы?» «Мы все здесь. Начинать?» - отозвался первый побратим из темного угла, где прятался. Разбойники испугались и разбежались. Потом один вернулся, и стал подслушивать. А побратимы делят деньги. Как раз тут вспомнили про 2 гроша и стали ругаться. Второй побратим увидел в окне разбойничий колпак, схватил его и бросил первому «вот тебе за твои 2 гроша». Разбойник испугался, убежал и рассказал другим, что мертвецов так много, что каждому только по 2 гроша досталось, а последнему и тех не хватило.

С тех пор побратимы окончательно помирились и никогда больше никого не обманывали.

Итак, моральный аспект

1. Очевидно, что с этой точки зрения сказка сомнительна. То что обманы, мошенничество и грабежи никак не могут служить хорошим примером даже объяснять не надо.

2. Однако, во многих народных сказках показываются антиобщественные деяния. И с точки зрения фольклористов это не является опасностью, так как а) сказка очевидно гротескна, ярко противоположна реальности и преследует б) развлекательные и социально-компенсаторные цели. Я в данном случае добавлю, что в современной культуре доля произведений, изображающих всякое непотребство, просто огромна – никого это особенно не парит, кроме упрямых моралистов и ханжески настроенных фарисеев. Единственное, что здесь может всерьез обсуждаться – возрастной рейтинг и ограничение доступа малышей ко «взрослой» тематике.

3. Моральный посыл данной сказки не однозначно отрицательный. Во-первых, мужики обращаются к мошенничеству от отчаяния и безысходности. Я понимаю, что есть мамочки, обеспечиваемые мужем/родителями, которые «устали» сидеть 3 года с ребенком, и которые скажут что-то вроде «если не нашли честных способов заработать – значит дураки или лентяи». У многих современных людей, относительно обеспеченных, не укладывается в голове, что всего лет сто назад у большинства населения даже нашей страны постоянно была ситуация полной безысходности, когда, к примеру, неожиданно сдохла единственная лошадь – и это катастрофа, потому что ты понимаешь, что теперь ты не выберешься из нищеты никогда и твои дети всегда будут голодными. Просто потому, что сосед, который даст тебе лошадь (или посевного зерна) взаймы, потребует у тебя половину урожая, а это значит, что даже в самом лучшем случае в следующем году у тебя снова не хватит зерна (или не будет лошади) – и ты снова будешь занимать – и так до бесконечности. Нет интернета, где можно прочитать полезные советы, нет родственников, у которых можно безвозмездно занять хотя бы мешок зерна, нет банка, в котором можно взять кредит (точнее есть – это кулак, но у него кредит будет такой, как говорилось выше), нет магазина, в котором можно хотя бы украсть кусок хлеба. Все! Только горбатиться от зари до зари и жить впроголодь в деревне, или уехать на заработки и горбатиться на торфоразработках, на стройках и т.п. с неизвестным результатом.

У современных неплохо обеспеченных офисных «моралистов», живущих в бесплатно полученной родителями квартире, нет опыта, позволяющего понять такие ситуации. Ну и ладно. Дело в том, что я не оправдываю мошенников, а показываю: сказка говорит о том, что существуют виды преступности, обусловленные социально-экономическими причинами. Нищий мужик ворует просто потому что у него нет возможности честно заработать. Неожиданно полученный куш решает эту проблему и побратимы «никогда никого больше не обманывали». Существует такое в жизни? Дофига! Особенно это актуально было в 20-30 е гг прошлого века, когда сотни тысяч беспризорников, воровавших где только можно, были распределены по коммунам, приютам, детским домам, накормлены, одеты, обучены – и подавляющее большинство выросло приличными людьми, честно работавшими до конца своих дней.

Во-вторых, мужики не опускаются совсем, не пускаются «во все тяжкие». Они готовы смошенничать, объегорить доверчивого покупателя, ограбить тайник богатого попа, но они не идут в разбойники, никого не собираются убивать. Более того, скрепив свою сделку побратимством, они в дальнейшем сохраняют некую честность по отношению друг к другу. Они могут обманывать друг друга, но при этом хранят верность своему слову: один должен 2 гроша и он никогда не отпирается, что должен и что когда-нибудь вернет. И потом, благодаря удаче, они прекращают свою криминальную деятельность. Это показывает, что даже для оступившегося человека не закрыт выход к нормальной честной жизни. Человеку дается второй шанс – надо лишь не упустить его. Нельзя отчаиваться, ставить на себе крест. Это тоже важный моральный урок.

Наконец, в-третьих, побратимы не опускают руки, не отчаиваются – они всегда и везде, даже в самых безвыходных ситуациях ищут выход. Пусть иногда поступают нехорошо, но не сдаются, не поднимают лапы кверху «под давлением обстоятельств непреодолимой силы». Это тоже крайне важно – пусть дела у тебя идут не слишком хорошо, но ты не спиваешься, не бросаешь все, а раз за разом пытаешься вывернуться, что-то придумать, не упускаешь инициативу. Ты – активный деятель, ты борешься до конца, ты всегда идешь дальше, пробиваешь свой путь в жизни. Это (особенно сегодня) исключительно важно – ведь мы видим вокруг тысячи расслабленных лентяев, ноющих в интернете о том, что им все должны, и как все вокруг плохо. «Я же специалист! Я за жалких 70 тысяч работать не буду!» – вещает выпускник с никому не интересной специальностью. И сидит на шее родителей, ждет когда «сами придут и сами все дадут», ему, такому безмерно уникальному и невообразимо ценному.

Что-то много сразу получилось. Давайте про логику в этой сказке поговорим в следующий раз...

Сказки
3041 интересуется