Найти тему
ЩУКАrt

Павле Третьяков VS Игорь Грабарь

Оглавление

О выставочном пространстве.

Недавно я наткнулась на письмо Илья Репина, в котором он рассуждал об изменениях в Третьяковской галерее.

Известно, что Репин был весьма эмоциональным человеком, к тому же с обостренным чувством справедливости. В своем письме Петру Ивановичу Нерадовскому в 1926 году Репин писал, помимо прочего, о двух потрясениях в своей жизни. Первое произошло во время его заграничное поездки в Европу в 1870-х годах. Второе — когда Игорь Грабарь задумал переустройство Третьяковской галереи.

Грабарь был вдумчивым, талантливым искусствоведом, документоведом и вообще очень ответственным человеком, но в то же время - очень педантичным и даже дотошным. И иногда он делал что-то так, как считал, что будет лучше, напролом.

Один из залов Третьяковской галереи. Ок. 1880 года.
Один из залов Третьяковской галереи. Ок. 1880 года.

Итак, шел 1913 год (уже после смерти Павла Третьякова). Тогда управление галереей уже было в руках совета Попечителей, в этом году избрали Игоря Грабаря. Грабарь решил осуществить реэкспозицию музея, которая вызвала бурную реакцию как в массах, так и в прессе.

До этого все картины из коллекции Павла Третьякова видели в таком порядке:

"...усиливающем впечатление от каждой вещи, заставлявшей переживать чувства художника" (цитата).

Грабарь же, как истинный искусствовед, развесил картины по историко-хронологическому и монографическому принципам. То есть развесил их в порядке хронологии и некоторым художникам выделил целые залы, посвященные только им одним — практически так, как они развешены сейчас.

Казалось бы, логично придумано.

Но вот, как отреагировал Илья Репин:

«... Я готов был лечь на полу, кататься во прахе и оплакивать невозвратимое. /.../
Торжествующий Грабарь ввел меня в огромный зал, где, как в торговом доме, весели картины по принципу равенства освещений, расстояний и, можно прибавить, впечатлений (кажется, это было желательно?). Вещи так кричали одна перед другой, и особенно портреты, портреты (это уже сугубо моя область).
Впечатление так до неприятности переменилось, что скорее хотелось бежать отсюда... Но для него, как для новатора, самое убедительное было — мнение большинства /.../
Мне кажется, теперь уже невозможно восстановить».

(Письмо, о котором идет речь — письмо П.И. Нерадовскому от 1 марта 1926 года, опубликовано в «Избранных письмах»)

Открытка с репродукцией работы Гавриила Горелова «Красноармейцы в Третьяковской галерее на выставке картин художника Репина». 1938.
Открытка с репродукцией работы Гавриила Горелова «Красноармейцы в Третьяковской галерее на выставке картин художника Репина». 1938.

Еще один нюанс:

Третьяков завещал оставить старую коллекцию галереи неприкосновенной, ничего там не трогать и не перевешивать, а новые приобретения помещать в новые корпуса.

А вы как считаете, что лучше: экспозиция как она есть сейчас (то есть скомпонованная Грабарем) или же какая она была по замыслу Третьякова? Пишите в комментариях!

Подписывайтесь на канал и делитесь публикациями с друзьями.