Есть определенная магия в словах. При слове "Манхэттен" воображение автоматически рисует нам остров, утыканный стеклянными небоскребами, под сенью которых вершатся финансовые судьбы человечества. И хотя мы знаем, что никаких "небочесов" на острове в те времена не было и быть не могло, отделаться от стеклянного наваждения довольно трудно.
При слове "бусы" мы и вовсе думаем о копеечных стекляшках, еще более ничтожных, чем ситечко, на которое великолепный Остап обменял набитый потенциальными брильянтами стул.
И потому индейцы кажутся нам до смешного глупыми. Хитрые голландцы обманули простодушных аборигенов, вот и вся история.
Но на самом деле индейцы ничуть не глупее того же Остапа, который гонялся по всей стране за пригоршней прозрачных камней. Или нас с вами, осуществляющих покупки при помощи кусочков пластика.
Книга "Одержимые блеском: о драгоценностях и о том, как желание обладать ими меняет мир" расскажет множество занимательных историй, связанных с драгоцеными камнями. Или с тем, что человечество решило считать драгоценностями.
Итак, что из себя представлял Манхэттен в семнадцатом веке:
"Манхэттен не всегда был самым желанным адресом в мире. На самом деле голландцы не сразу выбрали остров, ныне известный как Манхэттен, местом для Нового Амстердама. Даже ( индейцы) леннапей там не жили. Само название Манхэттен происходит от слова манахачтаниек, которое означает "место, где все мы напились". Индейцы называли его так из-за более ранней встречи с голландцами. Они наведывались на остров время от времени, чтобы половить рыбу или набрать устриц. На самом деле будущий Манхэттен никому не был нужен".
Бесплодная, неинтересная земля. А тут - бусы!
"Тот факт, что голландцы заплатили за Новый Амстердам бусинами, не является удивительным или уникальным. Венецианцы долгое время расплачивались бусинами в Африке и Индонезии задолго до того, как Новый Свет был открыт. На самом деле многие изготовители бусин в Голландии были венецианцами. (...)
Стеклянные бусины были особенно ценными, можно даже сказать, бесценными, редкими и экзотическими в Новом Свете, где не существовало производства стекла и никто никогда не видел ничего подобного".
У индейцев уже были бусины-вампумы из ракушек, которые они использовали и как деньги, и как драгоценности. А уж многоцветные бусины из стекла и вовсе привели их в восторг. Так что голландцы просто рассчитались в местной валюте.
Которая обесценилась за четыреста лет, но индейцы об этом знать не могли. Как и Эллочка, сменявшая ситечко на почти бриллиантовый стул.
Все участники обеих сделок остались довольны. Никакого обмана. Ценности относительны...