Найти в Дзене
KP.RU:Комсомольская правда

Трагедия в Баренцевом море: что на самом деле произошло на борту сверхсекретного глубоководного аппарата АС-31

Оглавление
Мурманская область, Североморск. Цветы в порту города, принесенные в память о 14 моряках-подводниках. Фото Лев Федосеев/ТАСС
Мурманская область, Североморск. Цветы в порту города, принесенные в память о 14 моряках-подводниках. Фото Лев Федосеев/ТАСС

Во вторник 2 июля Минобороны сообщило о пожаре на научно-исследовательском глубоководном аппарате, предназначенном для изучения придонного пространства и дна Мирового океана в интересах ВМФ России. ЧП произошло днем ранее, погибли 14 моряков-подводников.

«Пожар шел с ураганной скоростью, маски плавились»

Глубоководный аппарат приписан к военно-морской базе в Североморске. Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ
Глубоководный аппарат приписан к военно-морской базе в Североморске. Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Военному обозревателю «КП» Виктору Баранцу с помощью своих источников в Минобороне и Генштабе удалось выяснить, что происходило на борту АС-31 в момент трагедии:

Авария произошла на глубине 280 метров. Борьба за живучесть корабля продолжалась около 1,5 часов.

Самоотверженные решительные действия экипажа позволили сохранить аппарат и обеспечить его отбуксирование в военно-морскую базу Североморск.

Аппарат будет восстановлен и вернется в боевой строй.

По предварительным данным, полученным спецкомиссией на начальном этапе расследования, причиной ЧП явилось короткое замыкание в электроэнергетической системе корабля, вызвавшее возгорание в помещении аккумуляторных батарей (по другому - в «аккумуляторной яме»). А если там концентрация водорода превышает 3% - происходит взрыв и последующий за ним пожар. Что и случилось.

Пожар развивался «в ураганном темпе» из-за чего некоторые члены экипажа даже не успевали воспользоваться специальным дыхательным аппаратом. Просто маски плавились!

И даже в этих условиях сильно обгоревшие моряки спасали друг друга.

Экипаж: кем были погибшие офицеры

Андрей Воскресенский был капитаном 1 ранга. Фото: Личная страничка героя публикации в соцсети
Андрей Воскресенский был капитаном 1 ранга. Фото: Личная страничка героя публикации в соцсети

Войсковая часть, в которой служили офицеры, находилась в Петергофе. «КП» выяснила имена троих погибших. Это капитан 1-го ранга Андрей Воскресенский и два Героя России - Денис Долонский и Николай Филин. Предположительно Долонский был командиром подлодки.

Одним из погибших офицеров на подлодке АС-31 оказался 37-летний капитан второго ранга Дмитрий Соловьев.

Дмитрий Соловьев с супругой
Дмитрий Соловьев с супругой

Ему было тяжело надолго уходить в плавание, так как дома ждала семья, жена и двое детей: мальчику три года, девочка в шестом классе учится. А в сентябре они ждали прибавления в семействе, жена Дмитрия ждет третьего ребенка, - рассказали «Комсомолке» близкие семьи Соловьевых.

Список имен погибших в Баренцевом море моряков АС-31 опубликовал мурманский храм «Спас-на-Водах», где прошел молебен о упокоении душ погибших. По церковным правилам в нем нет фамилий. Официальный список пока не публиковался. Все подводники были высококлассными военными специалистами, которые проводили важные исследования по изучению гидросферы. Минобороны окажет всю необходимую помощь семьям погибших.

Герои: подводники спасали судно ценой своих жизней

В трагедии погибли 14 моряков Фото: Северный флот
В трагедии погибли 14 моряков Фото: Северный флот

«Погибшие моряки не дали развиться пожару - не открыли свой отсек, где полыхал огонь, сгорели в нем и спасли судно», - рассказала «КП» супруга бывшего члена экипажа АС-31.

Это подтвердил министр обороны Сергей Шойгу: «Ценой своих жизней они выполнили трудную задачу — ликвидировали очаг возгорания, спасли своих товарищей и глубоководный аппарат».

Выжившие: пятеро моряков в госпитале

Эксперт об экипаже секретной подводной лодки, на которой случился пожар: "В обычное время там не может быть столько высокопоставленных военных". Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ
Эксперт об экипаже секретной подводной лодки, на которой случился пожар: "В обычное время там не может быть столько высокопоставленных военных". Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

В госпитале Североморска находятся пять подводников со станции, которые отравились продуктами горения и получили контузию.

На судне находился один гражданский специалист промышленности, он был спасен.

Родственники моряков прибывают в Мурманск. О том, что сейчас происходит там и Североморске, рассказываетспецкор «КП» Дина Карпицкая.

Владимир Путин принес соболезнования

Владимир Путин выслушал доклад Сергея Шойгу о ЧП в Североморске
Владимир Путин выслушал доклад Сергея Шойгу о ЧП в Североморске

Президент Владимир Путин сообщил, что семеро погибших - капитаны первого ранга, а двое — Герои России. «Это большая потеря. Я приношу искренние соболезнования родным», - сказал президент. В Североморск разбираться в причинах трагедии по поручению президента вылетел министр обороны РФ Сергей Шойгу.

Все подводники, и погибшие, и оставшиеся в живых, будут награждены орденами Мужества.

АС-31: секретный проект

Фото: Лев ФЕДОСЕЕВ/ТАСС
Фото: Лев ФЕДОСЕЕВ/ТАСС

Трагедия случилась на мини-подлодке на научно-исследовательском глубоководном аппарате АС-31, экипаж которого состоит из 25 человек. Это уникальное засекреченное судно с атомным двигателем, способное погрузиться на глубину 3 000 м, где становится недоступным для локаторов. В США АС-31 прозвали «диверсионной подлодкой». В 2015 году аппарат случайно попал в объектив фотографа, который снимал на берегу Белого моря автомобиль для журнала Top Gear. «КП» публикует схему устройства АС-31.

-9

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков подтвердил, что информация о ЧП относится к гостайне.

Аппарат поступил на вооружение ВМФ в начале 2000-х. Таких подводных кораблей несколько, они есть на всех наших флотах.

На глубине: чем занималась подлодка

Корабли ВМФ России в гавани военно-морской базы Североморск. Фото: REUTERS
Корабли ВМФ России в гавани военно-морской базы Североморск. Фото: REUTERS

«Батиметрические исследования - это изучение рельефа подводной части морей и океанов. Так собираются данные о глубинах, о течениях, об изменениях состояния дна, - рассказал «КП» специалист-подводник, капитан I ранга Владислав Морозов. - Это своего рода подводная топография. Данные, полученные в результате батиметрических исследований, используются в основном для обеспечения подводной навигации. Данные крайне важны для подлодок и их безопасного прохождения по маршрутам Мирового океана».

Известно, что судно готовили к выполнению ответственного задания.