О доме Пашкова ходит множество легенд: нечисть в доме, либерия Ивана Грозного под особняком и многие другие. Ещё одна загадка дома – кто был главным архитектором. Но я расскажу о доме Пашкова всё самое интересное.
Есть много версий, кто был главным архитектором дома: Василий Баженов, Матвей Казаков или кто-то ещё. Дело в том, что документальных подтверждений этому нет. Однако, версия, что его построил Василий Баженов, мне нравится больше всего. И сейчас объясню почему. Во-первых, сама архитектура здания похожа на баженовский стиль. Во-вторых, есть забавная деталь: дом повёрнут спиной к Кремлю, в то время как все дома всегда стояли лицевой частью. Объясняется это тем, что так Василий Баженов «отомстил» Екатерине II за её «наказание» Баженову. Дело в том, что после строительства Царицына, а точнее после неудачной попытки завершить проект, царица запретила архитектору что-либо строить в Москве «из-за отсутствия вкуса у архитектора». Отсюда и отсутствие документальных подтверждений руки Баженова, ведь если бы выяснилось, что он что-то построил в Москве, то ему могла бы грозить смертная казнь.
Но как бы то ни было, мы точно знаем, что заказчиком дома был капитан-поручик лейб-гвардии Семёновского полка Пётр Пашков. О наличии таких средств на шикарный дом тоже есть несколько версий. Одна из них – огромное наследство от деда, который был денщиком у самого Петра I. Дело в том, что дед сделал донос на губернатора Сибири Матвея Гагарина, который был казнокрадом. За это Пётр I отдал половину конфискованного имущества денщику. Пашковы держали в секрете своё богатство, размеры которого были немыслимые. По другой версии, Пашков занимался продажей алкоголя и имел практически монополию в Москве. В пользу этого говорят и некоторые намёки в архитектуре особняка, такие как шишки хмеля на входных воротах, которые, кстати, подвешены и от ветра слегка покачиваются.
Жаль, что до нас дом не дошёл в своём первоначальном виде. Построенный в 1786 году он сильно пострадал от пожара 1812 года. То, что мы видим сейчас – это восстановленное здание не менее знаменитым архитектором Осипом Бове.
Не мудрено, что дом вызывал восхищение у всех москвичей. Даже Михаил Афанасьевич Булгаков не удержался и отправил Воланда прощаться с Москвой именно на балкон дома Пашкова. Хотя в этом мог быть и другой мотив. Дело в том, что в доме Пашкова нередко собирались масоны и устраивали там спиритические сеансы. Возможно, отсюда возникла одна из старинных московских легенд, будто бы 13-го числа в Вальпургиеву ночь сюда слетается вся московская нечисть.
Через какое-то время потомки Пашкова продали дом Московскому университету, а в 1861 году его отдали для библиотеки графа Румянцева. Он слыл большим любителем собирать древние и редкие экземпляры книг. Он купил этот дом и завещал свою библиотеку и здание народу, чтобы каждый имел доступ к знаниям. Если же эти условия будут нарушены, то всё передаётся наследникам. Именно из-за этого в XX веке дом Пашкова не удалось сделать местом для приёмов высокопоставленных зарубежных гостей.
Интересно и то, что в большом зале дома когда-то размещалась картина Иванова «Явление Христа народу». Дело в том, что ни в какое другое место картина просто не помещалась. А к залу так и прижилось имя – Ивановский зал.
Существует версия, что под домом Пашкова может быть спрятана либерия Ивана Грозного. Во-первых, из-за глубины Ваганьковского холма, на котором стоит дом. Во-вторых, возле дома нашли 25-метровый колодец из белого камня. Даже имеются следы спиральной лестницы, которую, по всей видимости, использовали для спуска вниз. Однако воду из колодца никоим образом откачать не удаётся. Предполагается, что где-то был рычаг, который убирал воду и давал возможность пройти. Интересно и то, что неожиданно работы по разгадке тайны колодца прервали. Поэтому мы так и не знаем, куда вёл этот подземный ход.