Никто не знает, реализует ли Леонид Федун свой грандиозный план и, если да, то как именно. Зато мы можем подсмотреть чужой опыт и высказать несколько опасений и предположений.
Среди тех, кем полностью или частично владеют и/или управляют болельщики, почти все клубы Бундеслиги, "Атлетик", "Реал", "Барселона", "Сиэтл Саундерс", "Портсмут", "Осасуна".
Модель 1: Совет болельщиков
Модель управления "Сиэтла" выглядит наиболее сбалансированной, но болельщики здесь не являются даже частичными владельцами клуба. Несколько бизнесменов и звезд шоу-бизнеса - всего четверо - создали клуб, а к решению насущных вопросов привлекли простых болельщиков. Каждые 3 месяца 60 членов Альянса болельщиков (из владельцев абонементов) встречаются с хозяевами "Сиэтла", обсуждают и голосуют. Сегодня "Сиэтл" один из самых прибыльных клубов MLS.
Модель 2: "Сосьос"
Популярный в Испании вариант, когда болельщики напрямую владеют долями клуба. Самый яркий пример - "Барселона". Те из болельщиков, которые готовы платить и брать на себя ответственность, покупают долю, делают регулярные взносы и участвуют в принятии решений путем голосования. Хотя самые важные вопросы, которые касаются трансферов или спонсорских контрактов, все равно решают без них.
А вот в "Реале" избранные члены "сосьос" образуют Ассамблею и занимаются в т.ч. утверждением бюджета и одобрением займов.
Модель 3: Немецкая
Правило "50+1" - минимум столько процентов акций всякого клуба должно принадлежать общественной организации или физическим лицам (исключения - "Байер", "Хоффенхайм", "Вольфсбург" и де-факто "Лейпциг"). Формально владение долями клуба не дает болельщикам права что-то решать, но на практике они имеют некоторое влияние.
Чего хочет Федун?
Похоже, что-то более радикальное - IPO (публичное размещение акций) с последующим более-менее полным народным самоуправлением.
В чем главная сложность?
Сам Федун говорит о том, что важно до 2023 года вывести клуб на стабильную прибыль: сократить расходы (в "Спартаке" больше не будет зарплат под 3 млн.евро), по максимуму использовать инфраструктуру и кошельки болельщиков (абонементы подорожали).
Снова "Барселона": за сезон клуб зарабатывает порядка 600 млн. евро, а доля взносов "сосьос" лишь около 20 млн. У "Барсы" около 200 тысяч "сосьос" - и их вклад в бюджет колеблется в районе 4-5%. Остальное - спонсоры, билеты, атрибутика, телеправа, призовые, рекламные контракты.
Федун подчеркивает, что "Спартак" - это бренд, у клуба самая большая база болельщиков и огромный медийный потенциал (скандалы и громкие победы работают одинаково полезно), но все-таки: мы же в России. Мы не можем зарабатывать на ТВ, нам тяжело продавать бренды за рубежом (зачем корейцам "Спартак", когда есть "Тоттенхэм"?), наш чемпион обычно удаляется из Лиги чемпионов после групповой стадии, - а это упущенная прибыль.
Кстати, "Лукойл", который сильно помогает красно-белым последние 18 лет, тоже не вечный: по словам Федуна, нефтяного магната еще нужно уговорить остаться со "Спартаком" на пару-тройку лет после его, Федуна, планируемого ухода.
Хочешь поддержать автора? Подписывайся, делись с друзьями и возвращайся снова - тебя будут ждать новые статьи и обзоры!)