Из-за чего поссорились приятели и можно ли было избежать сражения
Дантеса, смертельно ранившего Пушкина, и Мартынова, убившего Лермонтова, принято разносить на все лады: лишили страну национального достояния и множества потрясающих работ, которые могли бы появиться, если бы не выпущенные пули…
Однако мы редко вникаем в эти трагические истории. И зря – при ближайшем рассмотрении они порой переворачиваются с ног на голову.
Терпение – высшая добродетель
Кто же такой был Мартынов? Нет, не случайный злодей, и не кровный враг Лермонтова, а его давний приятель. С ним их роднила юнкерская школа, славное боевое прошлое – оба были удостоены почетных наград. И любовь к литературе, конечно. Николай Мартынов любил сочинять с юности – писал стихи, поэмы, повести. С творчеством Лермонтова он, разумеется, был знаком, более талантливого друга уважал, но не стеснялся с ним спорить.
В работах Мартынова отчетливо заметны подражания Михаилу Юрьевичу, и одновременно – эхо вызова. В некоторых вопросах они никак не могли согласиться, и это не раз становилось причиной перепалок. До серьезных ссор, однако, дело не доходило. То ли Мартынов любил Лермонтова и легко все прощал, то ли обладал безмерным терпением, но факт остается фактом: несмотря на потоки ядовитых колкостей, которыми поэт в его адрес так и сыпал, Мартынов держался.
Здесь следует иметь в виду две важные вещи. Во-первых, согласно свидетельствам современников, Лермонтов в принципе обладал скверным характером и не стеснялся высмеивать и оскорблять всех подряд, не задумываясь о последствиях. Во-вторых, Мартынову доставалось особенно. Лермонтов смеялся и над его произведениями, и над ним самим, и порой его колкости принимали характер травли. Мартынов не раз просил прекратить. Михаил Юрьевич смягчался на какое-то время, потом все начиналось снова. Мартынов терпел – а что еще оставалось?
Чаша терпения переполнилась
Но однажды чаша терпения все-таки переполнилась: Лермонтов переступил черту и жестоко задел приятеля. Это стало последней каплей.
Все случилось во время визита к Верзилиным. Собрались гости, которые вели оживленные беседы, князь Трубецкой играл на фортепиано. Мартынов разговаривал с младшей дочерью хозяйки, Лермонтов – со старшей.
Вдруг князь перестал играть. Музыка смолкла, и по всему залу разнеслись слова Лермонтова – он сострил по поводу Мартынова, назвав его «горцем с большим кинжалом». Тот часто носил черкесский костюм, и кинжал у него имелся, но шутка, понятно, получилась двусмысленной и в обществе дам совершенно неуместной.
Кто виноват?
Но и тогда Мартынов не стал устраивать скандала. Он ограничился тем, что осадил Лермонтова. Разговор, приведший к дуэли, состоялся позже, и что именно было сказано, до сих пор неизвестно. Мартынов утверждал, что Лермонтов наотрез отказался извиниться и фактически бросил ему вызов. Исследователи указывают: слова Мартынова априори недостоверны, ведь ему грозило серьезное наказание за дуэль, от объяснений в корне зависела его судьба. Есть свидетельства, что вызов бросил Мартынов, а Лермонтову не оставалось ничего иного, кроме как принять его с достоинством.
Впрочем, зная характер великого поэта, в это сложно поверить, особенно если вспомнить о систематических насмешках над Мартыновым. У него в любом случае был шанс все исправить, но он не захотел им воспользоваться и смягчить конфликт. А ведь вина была налицо: насмехался (и не впервые!) в присутствии стольких людей, да еще перед дочерью хозяйки дома, к которой Мартынов, вероятно, питал определенные чувства.
Но едва ли Лермонтов когда-либо снисходил до извинений, тем более перед тем, которого давно и желчно терроризировал остротами. Напротив, в его обычае было вести себя развязно, и вспыхивал он как спичка – недаром к двадцати шести годам у него за плечами было бессчетное количество стычек, и до дуэли уже доходило.
Мартынова, напротив, обвинить в излишней вспыльчивости нельзя, да и хорошим стрелком он не был. Отсюда даже возникла версия, что не он убил поэта, а стрелок, затаившийся в кустах. Поэтому умерь Лермонтов свой ядовитый пыл, и мысли о дуэли, вероятно, испарились бы у Мартынова в самое короткое время – кто бы ни бросил вызов.
Но все случилось так, как случилось. Лермонтов погиб, и этого Мартынову не простили. Его произведения знают разве что литераторы, его единственная «заслуга» – страшное преступление. И даже после смерти ему не удалось найти покой: фамильный склеп Мартыновых был разорен, и останки несчастного утопили в пруду. Пусть знает, как убивать поэтов!..
А что вы знаете об этой странной дуэли? Пишите в комментариях!
До новых книг!
Ваш Book24