На фоне крупнейших с 2013 года протестов в Гонконге, интересно проанализировать составляющие политической системы автономии и попробовать понять почему жители региона пытаются решить свои проблемы на улице с помощью протестов.
Гонконг в современном его виде - это Особый Административный Район Сянган, административная единица, являющаяся неотъемлемой частью Китайской Народной Республики. Согласно Основному Закону Гонконга (香港基本法), аналогу конституции, ОАР обладает “высокой степенью автономии“. Предполагается, что кроме вопросов обороны и внешней политики, всеми остальными вопросами Гонконг занимается без вмешательства Пекина, что на практике должно означать полную независимость во внутренних делах, включая вопросы выбора главы региона, законодательную, судебную, денежную и таможенную политику. При этом такой привилегированный статус, Гонконг получил временно, сроком на 50 лет с момента возращения территории Китаю (1997), и стал одним из условий передачи суверенитета от Британии к КНР.
Глава администрации Гонконга и его выборы.
Глава Администрации Гонконга (香港行政长官) - высшая административная должность в регионе. Должность выборная, срок полномочий 5 лет, одно лицо не может избираться более чем 2 раза. Избранный кандидат утверждается Центральным Правительством в Пекине.
Выборы проводятся не путем прямого голосования среди всего населения региона, а посредством голосования комиссией выборщиков (选举委员会), количество которых после реформы 2012 года стало 1200 человек. Для участия в выборах претенденту необходимо собрать как минимум 150 подписей выборщиков. Комиссия выборщиков состоит из 4 больших групп, которые делятся на 38 подгрупп и представляют различные слои общества, от крупных отраслей экономики, до религиозных, социальных объединений и чиновничьего аппарата, напрямую назначаемого Пекином.
Состав комиссии выборщиков определяется за один год до выборов Главы Администрации. В каждой подгруппе существует своя система назначения выборщиков, - от прямого голосования, до ”автоматического“ включения заранее определенных представителей отраслей бизнеса и чиновничьего аппарата в список выборщиков. Согласно официальным данным в 2016 году из 1200 выборщиков 463 были автоматически включены в списки выборщиков и только 737 человек получили места в Совете путем голосования разной степени открытости. Интересно, что “автоматически” свои места в совете выборщиков получили двое самых богатых жителей района, - Ли Цзячэн (李嘉诚)и Ли Чжаоцзи (李兆基 ), получившие места как представители строительной отрасли.
У обоих в Гонконге репутация безжалостных монополистов, стараниями которых важнейшие сектора экономики Гонконга страдают от недостатка конкуренции, что приводит к взвинчиванию цен на недвижимость и обостряет социальное неравенство в обществе. Так же ”автоматически“ места в комиссии получили члены парламента Гонконга (立法会)и представители региона в китайском парламенте ВСНП - всего 101 человек.
Таким образом комиссия выборщиков Гонконга это ключевое звено в системе выборов Главы Администрации, представляющее собой сложный, неоднородный орган, который уже на этапе формирования более чем на треть зарезервирован за крупным бизнесом и чиновниками, непосредственно аффилированными с Пекином. Контроль за комиссией выборщиков позволяет КНР проводить удобных ему кандидатов. За более чем 20 лет существования должности Главы Администрации, все избранные кандидаты принадлежали к так называемой про-пекинской партии (亲建制派), - неформальному политическому объединению партий и организаций, лояльных Пекину.
Всеобщие выборы и революция зонтиков
Оппоненты про-пекинской партии, так называемый пан-демократический альянс (泛民主派) прямо критикуют сложившуюся систему. "Две трети состава комиссии носят красные трусы", говорят они и требуют введения всеобщих выборов среди всего населения, видя в этом единственную возможность изменить ситуацию. Несмотря на то, что количество выборщиков от пан-демократического альянса с каждым разом становилось всё больше (в 2016 году они получили рекордные 235 мест), при существующей системе распределения мест в комиссии, вероятность получения необходимого количество голосов (601) для избрания своего кандидата стремится к нулевым значениям.
О том, что в Гонконге должны быть место всеобщим выборам говорилось давно и много. Гонконг - регион с одними из самых развитых демократических институтов в Азии, но до сих пор не имеет возможности свободно и всенародно выбирать себе руководство. Во времена британского суверенитета, королева назначала губернатора колонии, а первые выборы в парламент региона провели только в 1985 году. Но уже в Основном Законе Гонконга, утвержденном Пекином в 1990 году всеобщие выборы указаны как цель, к которой необходимо стремиться. В 2007 году Постоянный Комитет ВСНП определил, что 5-е выборы Главы Администрации в 2017 году будут проходить на основе всеобщих прямых выборов, но для этого необходимо внести соответствующие поправки в законодательство. Однако представленный в 2014 году про-пекинской Главой Администрации проект закона о всеобщих выборах подразумевал сохранения института выборщиков, которые должны были утверждать "2-3 кандидатов", и только утвержденные комиссией выборщиков кандидаты могли участвовать в всеобщих выборах. Такой вариант означал сохранение контроля Пекина над выборами и был воспринят населением Гонконга как попытка обмана.
В сентябре 2014 году в городе начались массовые демонстрации, позже ставшие известные как революция зонтиков, с лозунгами "Нам нужны настоящие всеобщие выборы" , "не забывайте о первоначальной цели“. Протесты длились 79 дней, но ничем положительным для протестующих не закончились. Власти не уступили требованиям протестующих и в 2017 году представили проект на голосование в парламент Гонконга, где он был отвергнут, поскольку требовал для прохождения двух третей голосов. Отклонение закона означало, что выборы главы Администрации снова должны были пройти по старой схеме через комиссию выборщиков, а не через всенародные прямые выборы, а жители Гонконга на неопределенный срок потеряли возможность выбирать себе главу региона.
Законодательный совет и партийный расклад
Законодательный Совет (香港立法会) - парламент Гонконга, выбирается на 4 года, состоит из 70 парламентариев, из которых только 35 выбирается открытым голосованием из одномандатных территориальных округов. Остальные 35 мест достаются, как и в случае с комиссией выборщиков, профессиональным и отраслевым объединениям, которые самостоятельно определяют своих делегатов на основе процедур разной степени открытости. Обычно это означает, что голоса в отрасли распределяются исходя из финансовой мощи и влияния предприятий и организаций, входящих в объединение. Например, занимающая 30% рынка ресторанного бизнеса компания, голосует 30 процентами голосов на выборах парламентария от объединения общественного питания Гонконга. В парламенте представлены 29 профессиональных и общественных объединения, некоторых из делегируют в парламент более чем 1 представителя.
Интересно, что если анализировать расклад мест в последнем парламенте отдельно среди парламентариев, выбранных напрямую и тех, кто получил места от отраслевых объединений, то обнажится вся некрасивые правда Гонконгской демократии. Результаты прямых выборов по одномандатным округам резко контрастируют с политической принадлежностью парламентариев, получивших свои места от отраслевых объединений без прямого голосования. Среди 35 одномандатных парламентариев 16 принадлежат к про-пекинскому лагерю, а большинство - 19 мест к оппозиции, причем 6 из них представители так называемых ”местных“ или "локалистов" (本土派), радикальной оппозиции, которая выступает под лозунгами ”Гонконг - не Китай“ и требует полной независимости от КНР.
Но среди 35 депутатов, которые получили места не через прямые выборы, только 7 принадлежит оппозиционному пан-демократическому союзу, а остальные 28 мест к про-пекинской партии. Итоговое большинство 44 мест из 70 досталось про-пекинской партии, при том, что большинство пришедших на прямые выборы голосовали за оппозицию.
Такая диспропорция ставит вопрос о легитимности текущей парламентской системы. С точки зрения значительной части жителей города, она не является настоящим срезом общества, а представляет собой полуолигархическую зависимую от Пекина политическую систему без реальной самостоятельности во внутренней политике. Гонконг оставаясь территорией с верховенством права, ограничивает своих граждан в политических правах, не давая широким слоям населения участвовать в выборах руководства региона. В такой ситуации любая инициатива региональных властей вызывает недоверие жителей, видящих в этом попытки ограничить их автономию и превратить Гонконг в “обычной город Китая". Единственным действенным способом повлиять на решения, принимаемые парламентом и главой администрации, остаются митинги и акции гражданского неповиновения.
Поэтому среднесрочной перспективе в Гонконге мы будем наблюдать протестные акции разной степени агрессивности.