Найти тему
Canton Express

Политическая система в Гонконге или почему Гонконг бунтует

На фоне крупнейших с 2013 года протестов в Гонконге, интересно проанализировать составляющие политической системы автономии и попробовать понять почему жители региона пытаются решить свои проблемы на улице с помощью протестов.

Гонконг в современном его виде - это Особый Административный Район Сянган, административная единица, являющаяся неотъемлемой частью Китайской Народной Республики. Согласно Основному Закону Гонконга (香港基本法), аналогу конституции, ОАР обладает “высокой степенью автономии“. Предполагается, что кроме вопросов обороны и внешней политики, всеми остальными вопросами Гонконг занимается без вмешательства Пекина, что на практике должно означать полную независимость во внутренних делах, включая вопросы выбора главы региона, законодательную, судебную, денежную и таможенную политику. При этом такой привилегированный статус, Гонконг получил временно, сроком на 50 лет с момента возращения территории Китаю (1997), и стал одним из условий передачи суверенитета от Британии к КНР.

Глава администрации Гонконга и его выборы.

Кэрри Лам, Глава Администрации Гонконга
Кэрри Лам, Глава Администрации Гонконга

Глава Администрации Гонконга (香港行政长官) - высшая административная должность в регионе. Должность выборная, срок полномочий 5 лет, одно лицо не может избираться более чем 2 раза. Избранный кандидат утверждается Центральным Правительством в Пекине.

Выборы проводятся не путем прямого голосования среди всего населения региона, а посредством голосования комиссией выборщиков (选举委员会), количество которых после реформы 2012 года стало 1200 человек. Для участия в выборах претенденту необходимо собрать как минимум 150 подписей выборщиков. Комиссия выборщиков состоит из 4 больших групп, которые делятся на 38 подгрупп и представляют различные слои общества, от крупных отраслей экономики, до религиозных, социальных объединений и чиновничьего аппарата, напрямую назначаемого Пекином.

Больше трети состава Комиссии Выборщиков получают свои места "автоматически"
Больше трети состава Комиссии Выборщиков получают свои места "автоматически"

Состав комиссии выборщиков определяется за один год до выборов Главы Администрации. В каждой подгруппе существует своя система назначения выборщиков, - от прямого голосования, до ”автоматического“ включения заранее определенных представителей отраслей бизнеса и чиновничьего аппарата в список выборщиков. Согласно официальным данным в 2016 году из 1200 выборщиков 463 были автоматически включены в списки выборщиков и только 737 человек получили места в Совете путем голосования разной степени открытости. Интересно, что “автоматически” свои места в совете выборщиков получили двое самых богатых жителей района, - Ли Цзячэн (李嘉诚)и Ли Чжаоцзи (李兆基 ), получившие места как представители строительной отрасли.

Ли Цзячэн и Ли Чжаоцзи, богатейшие жители Гонконга
Ли Цзячэн и Ли Чжаоцзи, богатейшие жители Гонконга

У обоих в Гонконге репутация безжалостных монополистов, стараниями которых важнейшие сектора экономики Гонконга страдают от недостатка конкуренции, что приводит к взвинчиванию цен на недвижимость и обостряет социальное неравенство в обществе. Так же ”автоматически“ места в комиссии получили члены парламента Гонконга (立法会)и представители региона в китайском парламенте ВСНП - всего 101 человек.

Таким образом комиссия выборщиков Гонконга это ключевое звено в системе выборов Главы Администрации, представляющее собой сложный, неоднородный орган, который уже на этапе формирования более чем на треть зарезервирован за крупным бизнесом и чиновниками, непосредственно аффилированными с Пекином. Контроль за комиссией выборщиков позволяет КНР проводить удобных ему кандидатов. За более чем 20 лет существования должности Главы Администрации, все избранные кандидаты принадлежали к так называемой про-пекинской партии (亲建制派), - неформальному политическому объединению партий и организаций, лояльных Пекину.

Всеобщие выборы и революция зонтиков

Оппоненты про-пекинской партии, так называемый пан-демократический альянс (泛民主派) прямо критикуют сложившуюся систему. "Две трети состава комиссии носят красные трусы", говорят они и требуют введения всеобщих выборов среди всего населения, видя в этом единственную возможность изменить ситуацию. Несмотря на то, что количество выборщиков от пан-демократического альянса с каждым разом становилось всё больше (в 2016 году они получили рекордные 235 мест), при существующей системе распределения мест в комиссии, вероятность получения необходимого количество голосов (601) для избрания своего кандидата стремится к нулевым значениям.

О том, что в Гонконге должны быть место всеобщим выборам говорилось давно и много. Гонконг - регион с одними из самых развитых демократических институтов в Азии, но до сих пор не имеет возможности свободно и всенародно выбирать себе руководство. Во времена британского суверенитета, королева назначала губернатора колонии, а первые выборы в парламент региона провели только в 1985 году. Но уже в Основном Законе Гонконга, утвержденном Пекином в 1990 году всеобщие выборы указаны как цель, к которой необходимо стремиться. В 2007 году Постоянный Комитет ВСНП определил, что 5-е выборы Главы Администрации в 2017 году будут проходить на основе всеобщих прямых выборов, но для этого необходимо внести соответствующие поправки в законодательство. Однако представленный в 2014 году про-пекинской Главой Администрации проект закона о всеобщих выборах подразумевал сохранения института выборщиков, которые должны были утверждать "2-3 кандидатов", и только утвержденные комиссией выборщиков кандидаты могли участвовать в всеобщих выборах. Такой вариант означал сохранение контроля Пекина над выборами и был воспринят населением Гонконга как попытка обмана.

Революция зонтиков, - протестующие на улицах Гонконга в 2014 году
Революция зонтиков, - протестующие на улицах Гонконга в 2014 году

В сентябре 2014 году в городе начались массовые демонстрации, позже ставшие известные как революция зонтиков, с лозунгами "Нам нужны настоящие всеобщие выборы" , "не забывайте о первоначальной цели“. Протесты длились 79 дней, но ничем положительным для протестующих не закончились. Власти не уступили требованиям протестующих и в 2017 году представили проект на голосование в парламент Гонконга, где он был отвергнут, поскольку требовал для прохождения двух третей голосов. Отклонение закона означало, что выборы главы Администрации снова должны были пройти по старой схеме через комиссию выборщиков, а не через всенародные прямые выборы, а жители Гонконга на неопределенный срок потеряли возможность выбирать себе главу региона.

Законодательный совет и партийный расклад

Законодательный Совет Гонконга
Законодательный Совет Гонконга

Законодательный Совет (香港立法会) - парламент Гонконга, выбирается на 4 года, состоит из 70 парламентариев, из которых только 35 выбирается открытым голосованием из одномандатных территориальных округов. Остальные 35 мест достаются, как и в случае с комиссией выборщиков, профессиональным и отраслевым объединениям, которые самостоятельно определяют своих делегатов на основе процедур разной степени открытости. Обычно это означает, что голоса в отрасли распределяются исходя из финансовой мощи и влияния предприятий и организаций, входящих в объединение. Например, занимающая 30% рынка ресторанного бизнеса компания, голосует 30 процентами голосов на выборах парламентария от объединения общественного питания Гонконга. В парламенте представлены 29 профессиональных и общественных объединения, некоторых из делегируют в парламент более чем 1 представителя.

Политическая принадлежность депутатов Законодательного Собрания созыва 2016 года
Политическая принадлежность депутатов Законодательного Собрания созыва 2016 года

Интересно, что если анализировать расклад мест в последнем парламенте отдельно среди парламентариев, выбранных напрямую и тех, кто получил места от отраслевых объединений, то обнажится вся некрасивые правда Гонконгской демократии. Результаты прямых выборов по одномандатным округам резко контрастируют с политической принадлежностью парламентариев, получивших свои места от отраслевых объединений без прямого голосования. Среди 35 одномандатных парламентариев 16 принадлежат к про-пекинскому лагерю, а большинство - 19 мест к оппозиции, причем 6 из них представители так называемых ”местных“ или "локалистов" (本土派), радикальной оппозиции, которая выступает под лозунгами ”Гонконг - не Китай“ и требует полной независимости от КНР.

Один из членов радикальной группы локалистов, избранных в Законодательный Совет во время присяги
Один из членов радикальной группы локалистов, избранных в Законодательный Совет во время присяги

Но среди 35 депутатов, которые получили места не через прямые выборы, только 7 принадлежит оппозиционному пан-демократическому союзу, а остальные 28 мест к про-пекинской партии. Итоговое большинство 44 мест из 70 досталось про-пекинской партии, при том, что большинство пришедших на прямые выборы голосовали за оппозицию.

Политическая принадлежность депутатов Законодательного Собрания созыва 2016 года
Политическая принадлежность депутатов Законодательного Собрания созыва 2016 года

Такая диспропорция ставит вопрос о легитимности текущей парламентской системы. С точки зрения значительной части жителей города, она не является настоящим срезом общества, а представляет собой полуолигархическую зависимую от Пекина политическую систему без реальной самостоятельности во внутренней политике. Гонконг оставаясь территорией с верховенством права, ограничивает своих граждан в политических правах, не давая широким слоям населения участвовать в выборах руководства региона. В такой ситуации любая инициатива региональных властей вызывает недоверие жителей, видящих в этом попытки ограничить их автономию и превратить Гонконг в “обычной город Китая". Единственным действенным способом повлиять на решения, принимаемые парламентом и главой администрации, остаются митинги и акции гражданского неповиновения.

Поэтому среднесрочной перспективе в Гонконге мы будем наблюдать протестные акции разной степени агрессивности.