Найти в Дзене

Что такое "Рынок порешал" на бытовом детском примере

Блуждаю по дзену и волосы порой шевелятся. Тридцать лет мы живем при капитализме, а народ всё ждет - когда же «рыночек порешает». Конкуренция это конечно хорошо, но с оговорками. В конце концов - мы стали тем биологическим видом, каким стали именно вследствие конкуренции. Я решил взять близкую себе тему и взглянуть что же «рыночек решил» и куда привела конкуренция. Тема достаточно простая – мобильные игры. С этим сталкивается гигантское количество людей ежедневно. Конкуренция на рынке – огромная. Игроков на рынке – море. Ну, давайте посмотрим - что же рынок решил за последние 10 лет развития этого сегмента.

Начать, думаю, стоит с 2007-2009 года. Это год выхода первого IPhone. Вместе с ним была и рождена площадка для распространения программного обеспечения для телефонов с подобным опытом взаимодействия. Поскольку пользователи таких устройств были «платежеспособны» - весь софт честно делится на 2 раздела. Платный и бесплатный. Венцом рынка мобильных игр в данный период стала Angry Birds. За 1$(поправьте, если я ошибаюсь) или 30 рублей (пускай я ошибусь и будет 100 рублей) мы получаем полноценную игру для мобильных устройств без встроенных покупок и рекламы. Попутно на площадке выходят несколько стареньких игр вроде GTA или Max Payne и на тот момент казалось, что мобильные устройства настолько увеличили вычислительные мощности, что скоро полноценные игры будут выходить на мобильных устройствах.

Проходит совсем немного времени. Всего 3 года. В 2012 году официально релизится платформа Google Play и все разрозненные площадки для распространения Android приложений сводятся под одну крышу «мегакапиталиста». И вот рынок мобильных устройств заполонили устройства в 2-6 раз дешевле, чем IPhone и люди, не желающие платить за софт. Откуда должен взяться сам софт разумеется всем плевать. Он просто должен быть в огромном количестве и бесплатно. Что же «решает рынок»? Рынок решает, что можно включить в проект рекламку и за деньги ее отключить. Выглядит логично – у кого есть деньги - отключают показы, а у кого нет – наслаждаются баннерами и роликами. Даже отмирает само понятие демоверсии продукта, так как сразу можно сказать полную версию. Удобно? Безумно. Только вот после этого можно уже забыть про крупную полноценную игру на мобильном устройстве. Причины тому 2:

1) Проект будет авантюрным с высокими рисками. Потратим много денег и скорее всего ничего не отобьем.

2) Устройства под Android настолько классные и удобные что позволяют ставить SD-карты и увеличивать объем дискового пространства устройства. Удобно? Безумно и такого нет на богомерзком IPhone. Подумаешь – производитель перестанет ставить сколько-нибудь вместительные харды, так как это удешевит его устройства. Только вот далеко не каждое приложение согласится работать с SD-карты.

Куда дальше двинется рынок? Наверное, в 2015 год. Почему этот? Потому что мне так захотелось. А еще, потому что в этом году вышли вторые злые птички. Оказывается, что можно продать не только отключение рекламы, но и еще целый ряд плюшек. Например «ускорить процесс развития» или какие-нибудь скины персонажей. Или еще какую-то хрень. Главное тут погромче говорить, что игра бесплатная и что все эти бонусы можно получить просто подольше играя. А заплатив – побыстрее. Подумаешь, что надо потратить полгода и сидеть в игре как на работе. Можно ведь? Удобно? Да просто восхитительно. Сколько нужно заплатить? Ой. А вот тут оказывается, что за 1-3 доллара, за которые, мы в свое время покупали Angry Birds – сейчас получим почти ничего. Инфляция, наверное? Ну, хорошо, давайте «учтем инфляцию» -10 долларов. Можем получить «месяц премиум-аккаунта» или горсть алмазиков, которые потратятся за час. А раньше была полноценная игра. Знаю, знаю – теперь эти алмазики можно получить….. просматривая рекламу. Тоже рыночек порешал.

Смотрим сегодняшний день. Если я сейчас открою топ бесплатных игр – я увижу сотни клонированных друг с друга проектов, предлагающих самые примитивнейшие механики из цикла «поставь 3 кубика в ряд» или даже круче. И предлагающих за деньги упростить мне игровой процесс. Ведь игра выстроена так, что через пару дней геймплея – процесс в ней затормозится настолько, что без покупки премиум аккаунта – играть можно годами с нулевым прогрессом. Но играть можно «бесплатно». А если открою топ платных игр? То, скорее всего, увижу то же самое, но за 100-300 рублей. В лучшем случае наткнусь на порт хорошей настольной игры.

Ну что? Понравилось как «рыночек порешал»? Или я идиот, и просто не знаю каких-то великолепных проектов от инди-разработчиков? Я вас расстрою – компания Rovio тоже начинала с голым задом, но выросла в самого банального капиталиста из учебника политэкономии. Списать это на то, что у нас «неправильный капитализм» не получится – так как рынок международный. Конкуренция должна была вроде как породить высококачественный продукт. Ну и что же она породила? А то, что встроенные покупки, как пример успеха, кочует на рынок полноценных компьютерных AAA-проектов. Скажите, что он там плохо приживается? Ну, так дайте время. «Москва не сразу строилась».

В таком уж мире мы живем – убежать от этого в текущем обществе не получится. Лично я для себя с радостью открыл рынок настольных игр, который, по большому счету, тоже болен теми же самыми болячками, но, по крайней мере, пока, не имеет встроенных покупок для «ускорения процесса». А еще – это возможность общения с живыми людьми вместо аватарок или непонятных девушек, которые не факт что девушки.

Будем на этом закругляться. Мобильные игры я в качестве иллюстрации взял. При желании можно взять совершенно любой «рынок» и приглядевшись понять что «рыночная идея» хороша сугубо на бумажке. В своих реальных воплощениях это либо эксплуатация рабочих или эксплуатация клиентов. Третьего пока не дано.

h�~4