Лессировка, глизаль — техника, при которой поверх высохшего слоя основной краски наносится полупрозрачный пигмент. При такой технике художник добивается глубокого переливчатого цвета. Как финишное покрытие лессировка применяется с ХVI века. Такой способ работы был разработан в северной Европе с влажным и холодным климатом, в котором масляные краски сохли дольше, чем в южных краях. Это вынудило художников наносить более тонкие слои красок для более быстрого высыхания. Лессировку усовершенствовал Ян ван Эйк; она была
в обиходе у Рембрандта и Яна Вермеера. Из северной Европы она затем пришла в Италию, где ею пользовались такие мастера, как Леонардо да Винчи и Тициан.
В эпоху Возрождения многие художники использовали лессировку как технику смешивания красок. Но они не соединяли их на палитре, а вместо этого рисовали тончайший слой поверх основного цвета. Каждый верхний слой менял цвет нижнего, это был эффект цветного стекла. В результате получались мягкие, насыщенные, сияющие тона, которые смягчали границы объекта и придавали воздушность изображению.
Пожалуй, один из самых знаменитых примеров лессировки. Да Винчи нанес бескрайнее число тонких слоев на этой картине.
В те времена, когда некоторые яркие пигменты стоили дорого, такая техника была также и очень практична: основной слой наносился дешевой краской, а затем поверх него добавлялся более редкий, дорогой пигмент.
Картина Яна Вермеера "Женщина в красной шляпе" наглядно показывает примеры лессировки. Темную часть шляпы Вермеер начинал киноварью (пигментом) и черным цветом, а для светлой части он с помощью лессировки тонкими слоями наносил краповый пигмент. Глубину цвета теневой части шляпы Вермеер также добавлял с помощью нанесения тонких слоев крапового пигмента. В итоге шляпа приобрела насыщенный красный цвет с дымчатым контуром.
Несмотря на то, что лессировка в первую очередь ассоциируется со старыми мастерами, эта техника популярна и у современных художников. Например, у художников галереи BIS ART. К примеру, Амур Кочишвили был большим мастером лессировки, как и Мамука Дидебашвили, который вдохновляется мастерами Северного Возрождения.