Найти тему
BIS ART GALLERY

BIS ART GALLERY о лессировке

Лессировка, глизаль — техника, при которой поверх высохшего слоя основной краски наносится полупрозрачный пигмент. При такой технике художник добивается глубокого переливчатого цвета. Как финишное покрытие лессировка применяется с ХVI века. Такой способ работы был разработан в северной Европе с влажным и холодным климатом, в котором масляные краски сохли дольше, чем в южных краях. Это вынудило художников наносить более тонкие слои красок для более быстрого высыхания. Лессировку усовершенствовал Ян ван Эйк; она была
в обиходе у Рембрандта и Яна Вермеера. Из северной Европы она затем пришла в Италию, где ею пользовались такие мастера, как Леонардо да Винчи и Тициан.

Фрагмент "Портрета мужчины в красном тюрбане" Яна ван Эйка
Фрагмент "Портрета мужчины в красном тюрбане" Яна ван Эйка
Ян ван Эйк, "Мадонна в церкви", ок. 1438—1440, дерево, масло, 31 × 14
Ян ван Эйк, "Мадонна в церкви", ок. 1438—1440, дерево, масло, 31 × 14
Рембрандт, "Автопортрет", 1665-1669, холст, масло, 14,3 х 94
Рембрандт, "Автопортрет", 1665-1669, холст, масло, 14,3 х 94
Рембрандт, "Саския в красной шляпе", 1633-1634, холст, масло, 99,5 х 78,8
Рембрандт, "Саския в красной шляпе", 1633-1634, холст, масло, 99,5 х 78,8

В эпоху Возрождения многие художники использовали лессировку как технику смешивания красок. Но они не соединяли их на палитре, а вместо этого рисовали тончайший слой поверх основного цвета. Каждый верхний слой менял цвет нижнего, это был эффект цветного стекла. В результате получались мягкие, насыщенные, сияющие тона, которые смягчали границы объекта и придавали воздушность изображению.

Пожалуй, один из самых знаменитых примеров лессировки. Да Винчи нанес бескрайнее число тонких слоев на этой картине.

Леонардо да Винчи, "Мона Лиза",1503—1519, доска, масло, 76,8 × 53
Леонардо да Винчи, "Мона Лиза",1503—1519, доска, масло, 76,8 × 53
Леонардо да Винчи, "Дама с горностаем", 1489-1490, дерево, масло, 54х40
Леонардо да Винчи, "Дама с горностаем", 1489-1490, дерево, масло, 54х40
Тициан, "Тарквиний и Лукреция", 1568-1571, холст, масло, 189 cm х 145
Тициан, "Тарквиний и Лукреция", 1568-1571, холст, масло, 189 cm х 145
Тициан, "Даная", 1544-46, холст, масло, 120х172
Тициан, "Даная", 1544-46, холст, масло, 120х172

В те времена, когда некоторые яркие пигменты стоили дорого, такая техника была также и очень практична: основной слой наносился дешевой краской, а затем поверх него добавлялся более редкий, дорогой пигмент.

Картина Яна Вермеера "Женщина в красной шляпе" наглядно показывает примеры лессировки. Темную часть шляпы Вермеер начинал киноварью (пигментом) и черным цветом, а для светлой части он с помощью лессировки тонкими слоями наносил краповый пигмент. Глубину цвета теневой части шляпы Вермеер также добавлял с помощью нанесения тонких слоев крапового пигмента. В итоге шляпа приобрела насыщенный красный цвет с дымчатым контуром.

Ян Вермеер, "Женщина в красной шляпе", 1665 - 1666, холст, масло, 23,2×18,1
Ян Вермеер, "Женщина в красной шляпе", 1665 - 1666, холст, масло, 23,2×18,1

Несмотря на то, что лессировка в первую очередь ассоциируется со старыми мастерами, эта техника популярна и у современных художников. Например, у художников галереи BIS ART. К примеру, Амур Кочишвили был большим мастером лессировки, как и Мамука Дидебашвили, который вдохновляется мастерами Северного Возрождения.

Амур Кочишвили, "Красная рапсодия", 2014, холст, масло, 70х40
Амур Кочишвили, "Красная рапсодия", 2014, холст, масло, 70х40
Амур Кочишвили, "Родной город", 2013, холст, масло, 50х70
Амур Кочишвили, "Родной город", 2013, холст, масло, 50х70
Амур Кочишвили, "Встреча", 2013, холст, масло, 50х60
Амур Кочишвили, "Встреча", 2013, холст, масло, 50х60
Мамука Дидебашвили, "Диоген", 2012, холст, масло, 110х55
Мамука Дидебашвили, "Диоген", 2012, холст, масло, 110х55