Найти тему
Домовенок

Современное российское кино. Смотреть, удивляться, вдохновляться.

Российское кино - как почти “Кот Шредингера” - вроде оно есть, а вроде его нет.

Иногда “Из-за бугра” доносятся звуки фанфар, когда какой-то из “наших” режиссеров собирает в корзинку несколько пальмовых ветвей, и каждый раз данное происшествие в умах общественности вызывает нервное подрагивание бровей: “Наверное, обознались. Или - “опять этот тлен, тоска, безысходность”. Российское кино, говорят, чаще всего выезжает именно на этих составляющих, вселяя в безобидного европейского жителя чувство - “хорошо, что у них так, а у нас не так. У нас круассаны, страховка, и шенген”.

Однако российское современное кино все-таки есть. Оно очень разное - и ярко-крикливое, и аляповатое, есть то самое - “тлен-тоска-безысходность”, но есть и такое, после которого хочется жить, верить, творить и любить.

"Аритмия", 2017 год. - история из жизни молодой семейной пары двух российских врачей. Он работает врачом неотложки, пытается быть человечным в нечеловечном мире российской системы здравоохранения, пьёт - сначала, чтобы запить стресс, потом - по привычке (но по ходу фильма невольно задумываешься, а как можно работать на такой работе и не пить...). Она - из хорошей, добропорядочной семьи, работает в больнице, устаёт как собака и пытается любить своего мужа. В какой-то момент ком из усталости, накопленного стресса, вечного недосыпа, ссор, конфликтов, наваливается на главных персонажей и они решают развестись. Разводятся (точнее пытаются развестись) они долго, мучительно, смешно и грустно - ища новые квартиры, спасаясь в работе, танцуя, смеясь, рыдая, попутно пытаясь найти ответы на такие важные вопросы, как "что делать, если ты к 35 годам ничего из себя не представляешь, живёшь на съёмной квартире в провинциальном городе и хлестаешь вино из бумажного пакета после работы", "дети - они вообще для чего? и обязательное ли они - условие каждого брака" и "когда не знаешь, как поступить.. Что важнее - следовать инструкции.. Или своему собственному пониманию справедливости? ". Фильм хороший, светлый, не отчаянно-оптимистичный, но и не грустный до кома в горле. После него думаешь: а что делать? Надо жить. Надо жить, даже если не хочется. И пытаться что-то делать. И снова принимать решение жить. И иначе никак, ребята.

“Айка”. 2019 год.

Жутко, холодно, тяжело. После этого фильма у вас вряд ли прибавится эндорфинов в крови. Скорее - желание спрятаться и убежать - от параллельной реальности, которая разворачивается рядом с нами - в квартирах-коммуналках, в больницах, в гаражах, в бараках, спрятанная за шумом снегоуборочных машин, скрежетом стекла, каплями молока по кружке - стук-стук, стук-стук;

кровь с молоком и слезами - жирными пятнами по всему фильму. Жизнь киргизской иммгрантки Айки через её же глаза - сначала - из туалета роддома, потом - с подоконника квартиры, в которой живут двадцать таких же несчастных иммигрантов, как она, все время - под страхом депортации, голодной смерти и болезней. Айка мечется по заснеженной москве, от одного адреса к другому, в поисках работы, денег, теплого места и людей,готовых оказать ей помощь, без надежды на возвращение и спасение - а куда возвращаться? Ведь сбежали из Киргизии совсем не от хорошей жизни.

Посмотрите это кино. После того, возможно, вы немного по-другому взгляните на инстаграммно-прилизанную Москву.

Три фильма команды #Липкрю# - “Хочется тишины”, “Здесь можно жить”, “Южная история”. Простые новосибирские ребята, сноубордисты, путешествуют по разным уголкам нашей родины - шутят в камеру, смеются, делают глупости, поют, грустят, удивляются и радуются, и все это - как-то дико искренне и смешно, смотришь - и улыбаться хочется, нет толстой жирной корки пафоса, драматических бам-бам на заднем фоне - если ребятам удастся сохранить это ощущение и в своих дальнейших фильмах (которые, я очень надеюсь, еще будут) - будет мега-мега круто. Вдохновляющие тревел-муви, после которых самому хочется запрыгнуть в машину, закинуть борд, велосипед, походный рюкзак, и умчать вперед, высунувшись в окно и оря любимые песни.

“Елена” Звягицева.

После просмотра фильмов Звягинцева - ощущение - как выйти осенью на улицу без пальто, и в сланцах - под пронизывающий ветер и слякоть-дождь, но, странное дело: люблю я такие фильмы. Кто-то плюется слюной и шипит: российская тоска, безнадега и тлен, опять одно и то же, и никакого просвета, а я внезапно приободряюсь. Как будто в знакомые воды захожу. Где все так привычно и “по-домашнему”. Елена - она немного повеселее, что ли, если можно так выразиться. Больше ярких, светлых красок - в цветопередаче фильма. А так - история об обыкновенном зле, которое-то и злом не кажется. О столкновении двух миров, и о захвате упорядоченного, “верхнего” мира - миром “нижним”, миром паразитов, “гопников” и подвальных королей. Смотришь - и временами трясет от героев, а потом понимаешь - хорошо же. Значит, “как настоящие”. А если были бы картонными - не трясло бы. Тонкая грань, между принятием решения о преступлении - и о воплощении его в жизнь, всего в пару часов. И в конце - стоит на балконе московской квартиры Саша, и пускает слюни вниз, на асфальт под собой, и вот в этом - в этом весь Звягинцев.

"Тряпичный союз". Михаил Местецкий, 2014.

Фильм дичайший, упоротый, местами - дико смешной, местами унылый до тошноты, но почему-то окончательно светлый, вызывающий желание тут же взять - сорваться - убежать в деревню, леса, поля, начать строить свой дом, ловить лето по капле, мечтать, пытаться, что-то делать... Влюбляться и верить в лучшее, строить планы по изменению мира... И меняться самому.

Продолжение следует.

Понравилась статья? Ждем ваших комментариев и откликов.

Ваш сервис уборки “Домовенок” - https://www.domovenok.su/.

Переходите по ссылке и скачивайте наше приложение - https://go.onelink.me/HFwG/f6c9000c