Крестным отцом одной из самых удачных серий английских линкоров стал вездесущий Уинстон Черчилль,ставший в 1911 Первым лордом Адмиралтейства. За основу при проектировании взяты "Орион" и "Айрон Дюк".
Серия была многочисленной-5 кораблей,отвоевавших обе мировые войны,
Секрет успеха-нефтяное отопление котлов и новые 381 мм пушки, самый мощный главный калибр в мире на тот момент. К тому же пушка очень удачная-"тяжелый снаряд-небольшая начальная скорость" -пробивающая броню всех существующих на тот момент линкоров. Что интересно-финансирование пятого корабля-в качестве подарка метрополии-произвела Малайская федерация. Линкор соответственно получил имя спонсора."Малайя" кстати оказался и самым скоростным в серии-выдав 25 узлов.
"Куин Элизабет" и ее систершипы относились уже к классу супердредноутов или собственно линкоров. По характеристикам и внешнему виду между кораблями серии были различия в характеристиках и внешнем виде.
"Куин Элизабет" HMS Queen Elizabeth
заложен 12.10.1912 ,спущен на воду 16.10.1913 ,вступил в строй продан на слом в 1948.
"Ворспайт" HMS Warspite
заложен 31.10.1912,спущен на воду 26.11.1913,вступил в строй 1.1915 продан на слом в 1946.
"Вэлиант" HMS Valiant
заложен 31.01.1913, спущен на воду 04.11.1914, вступил в строй 3.1915,Продан на слом в 1948.
"Бархэм" HMS Barham
заложен 24.02.1912 , спущен на воду 31.10.1914 , вступил в строй 10.1915, Потоплен 25 ноября 1941 года в Средиземном море немецкой подводной лодкой U-331.
"Малайя" HMS Malaya
заложен 20.10.1913, спущен на воду 18.03.1915 , вступил в строй 2.1916, Продан на слом в 1948.
HMS Agincourt
Отменен 26 августа 1914 года.
Итак, "Куин Элизабет" HMS Queen Elizabeth
Водоизмещение-29 200 тонн (стандартное),33 020 тонн (полное),Длина183,41 м (между перпендикулярами),197,03 м (наибольшая),Ширина27,6 м (наибольшая по ватерлинии),осадка 9,35 м (при стандартном водоизмещении),10,35 м (при полном водоизмещении),Бронирование-Главный пояс: 330—203 мм, в оконечностях: 152 мм (нос), 102 мм (корма)
Верхний пояс: 152 мм
Траверзы: цитадели:152 мм (нос), 102 мм (корма)
Противоторпедная переборка: 50,8 мм (25,4+25,4)
Башни: 330 мм (лоб), 280 мм (бока), 108 мм (крыша)
Барбеты: 254—178 мм (выше верхней палубы),102-152 мм (ниже верхней палубы),Казематы: 152 мм
Боевая рубка: 280 мм (стены), 76,2 мм (крыша), 102 мм (дальномерный пост), 152 мм (шахта), 102 мм (ниже верхней палубы)
Пост управления торпедной стрельбой: 152 мм, 102 мм (выше верхней палубы)
Кожухи дымовых труб: 38 мм
Палубы: Палуба бака над казематами: 25,4 мм
Верхняя палуба: 50,8-31,8 мм
Главная (средняя) палуба над погребами: 31,8 мм
Нижняя палуба: 25,4 мм
Платформа (промежуточная палуба): в носу-25,4 мм, на концах 76,2 мм, над рулевым устройством: 76,2 мм
Двигатели-24 котла Бэбкок и Вилкокс («Куин Элизабет», «Вэлиант», «Малайя»),Yarrow («Бэрхем», «Уорспайт»)
4 паровые турбины Парсонса прямого привода (Браун-Кёртис на «Бархэме»)75 000л.с.(форсированная) ,56 000 л.с. номинальная),Скорость 23узла.24 узла максимально,Дальность 5000 миль( на 12узлах).Экипаж 960—1250 человек
Вооружение-8 (4 × 2) — 381-мм/42 орудий MK1?16 × 1 — 152-мм/45 Mk XII,Зенитные-2 (2 × 1) — 76,2-мм зенитные пушки,4 однотрубных подводных 533-мм торпедных аппарата
В межвоенный период корабли прошли две волны модернизаций,в ходе которых была усилена ПВО и модернизирована энергетическая установка,усилено палубное бронирование.
Во время войны поставили новые зенитки и радиолокаторы,катапульты для самолета.
В Первую мировую 4 линкора несли службу в Гранд Флите и приняли участие в Ютландском сражении 1916. "Куин Элизабет" действовала в Средиземноморье около года,потом была флагманом Гранд Флита-а затем и Атлантического флота Великобритании.
Вторую мировую линкоры воевали и в Средиземноморье и на Тихом океане и во Флоте Метрополии.
"Куин Элизабет" во время стоянки в Александрии подорвалась на магнитной мине,установленной итальянскими боевыми пловцами князя Боргезе (10-я флотилия MAS). Но после ремонта вернулась в строй,громила японские объекты на островах Тихого океана.Сразу после возвращения в Англию-в августе 1945 выведена в резерв.
"Ворспайт" во время Норвежской операции 1940 потопил два немецких эсминца и подлодку,а 10.7.1940 удачно отстрелялся по итальянскому линкору "Джулио Чезаре"(позднее-наш "Новороссийск").В знаменитом бою у мыса Матапан вместе с "Бархэмом" и "Вэлиантом" потопил два итальянских крейсера и эсминец.
16 сентября 1943 во время обстрела объектов у Салерно получил прямое попадание планирующей бомбы FX1400,сквозную пробоину и дыру в днище 4 на 6 метров. Но выжил,прошел ремонт и даже поучаствовал в огневой поддержке высадки в Нормандии.В феврале 1945 выведен в резерв.
"Бархэм" отметился в бое у мыса Матапан,но уже 25.11.1941 южнее Крита немецкая подлодка U331 всадила в него три торпеды и закончила его боевой путь. Сдетонировали погреба боезапаса.Погибло 862 человека.
"Вэлиант" 19.12.1941на стоянке в Александрии получил тяжелые повреждения от магнитной мины,установленной итальянскими диверсантами.В носовой части пробоина 18 на 9 метров ,носовые погреба затоплены.Но корабль,в отличие от "Куин Элизабет" остался на плаву. В 1945 стал плавучей казармой.
"Малайя" ничем выдающимся себя не проявила,с октября 1944 выведена в резерв.
В целом ,для своего времени корабли-открывшие новую эру в линкоростроении ,с максимальным воплощением технических новинок. В эксплуатации -рабочие лошадки империи,над которой никогда не заходит солнце. Гордо несли Юнион Джек через две войны от Норвегии до Индонезии в течение 30 лет. RIP...
Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал!
Это Вас ни к чему не обязывает,а автора стимулирует к продолжению публикаций.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
Выпуски "Морской коллекции"-
Линейные корабли. Самый большой и бесполезный. "Ямато".
Линейные корабли. Последний из могикан. "Вэнгард"
Линейные корабли. Морские гиганты Дунайской монархии.
Линейные корабли. Первый среди лучших."Дредноут"
Линейные корабли.Самые маленькие.И вива Эспанья!
Линейные корабли. Несчастливая "Императрица"
Линейные корабли.Итальянский аристократ."Данте Алигьери"
Линейные корабли.Мсье Совершенство ."Ришелье".