В 20-е годы прошлого века линейные корабли считались основой каждого уважающего себя флота. Любой профессиональный моряк или мало-мальски знакомый с морским делом обыватель были единодушны во мнении - линкоры будут ещё долгое время главным орудием морской мощи.
Однако в условиях послевоенного пацифизма, популизма и общего сокращения военных бюджетов, в странах-победительницах появились влиятельные политические группы, желающие раздеть вооружённые силы буквально догола. Особое неудовольствие вызывали линкоры, дорогие в строительстве и эксплуатации, большую часть времени простаивающие в защищённых гаванях и обладающие многочисленными, страдающими от безделья экипажами.
В этих условиях особый интерес обывателей вызвал яростный спор между моряками и авиаторами, призывающими к полному уничтожению военных флотов.
«Линейный корабль уволен!» - примерно с такими заголовками выходили западные газеты тех лет, информируя читателей о «битвах» кипящих в кулуарах военно-морских ведомств. Особую истерику у критиков линкоров вызывала закладка новых судов:
- К тому времени, когда будут построены эти неповоротливые монстры, авиация оставит их в полных аутсайдерах!
Причём, несмотря на зачаточное состояние авиации (а в это время ни о каких пикирующих бомбардировщиках, торпедоносцах и атаках топ-мачтовым способом ещё не шло и речи), журналисты всецело принимали сторону авиаторов. Был в них ореол чего-то нового и загадочного. Моряки же, в статьях, выставлялись твердолобыми ретроградами.
В этих условиях внимание специалистов привлекли эксперименты американского авиатора Билли Митчелла. Граничащие с фокусами Гудини, они доступно и эффектно показывали любому обывателю настоящий потенциал бомбардировщика.
Подполковник Митчелл был ярым сторонником идеи «господства авиации на поле боя». Правда, даже в среде единомышленников его взгляды граничили с экстремизмом. Он был убеждён, что воздушная мощь станет решающим фактором в любом будущем конфликте, а авиация способна сделать всю работу за армию и флот. Свои взгляды он пропагандировал исключительно громко, не стесняясь пользоваться самыми сомнительными методами – главное чтобы сработало. В 1925 году он открыто объявил лидеров армии и флота предателями национальной обороны, за что тут же пошёл под суд, получивший широкое освещение в прессе.
Первой жертвой Митчелла стал древний, как Мафусаил, броненосец береговой обороны «Индиана», спущенный на воду в 1895 году. В ноябре 1920 года «в обстановке полной секретности» бомбардировщики успешно потопили его свободно падающими авиабомбами. Секретные фотографии уничтожения корабля немедленно утекли к пронырливым газетчикам (причём всем было понятно от кого). Напрасно моряки дальше доказывали, что «Индиана» всего лишь «древняя калоша». Для прессы, а потом и для обывателей это был настоящий линкор!
Сторонники авиации были просто в восторге. Билли Митчелл, в свою очередь, выдал целую серию громких, ничем не подтверждённых утверждений:
- Авиация без труда способна потопить любой, существующий на сегодняшний день корабль!
Возмущённые такой наглостью и голословными выводами моряки решили ответить новой серией экспериментов. Начали с малых кораблей, доставшихся США при разделе германского флота: подводные лодки, эсминец, лёгкий крейсер и, в качестве главной мишени, линейный корабль «Остфрисланд». Между налётами бомбардировщиков предполагалось высаживать на корабли специальные команды для оценки повреждений.
Подполковник Митчелл с лёгкостью согласился с условиями экспериментов, тем более что выполнять их он совершенно не собирался.
В ходе испытаний были быстро потоплены три подводные лодки, эсминец, а после шести часов бомбардировок и линейный крейсер «Франкфурт». Правда, всё это было лишь игрой, разминкой. Главной целью считался линкор «Остфрисланд», который был крупнее всей этой мелюзги вместе взятой.
20 июля 1921 года поставленный на якорь немецкий линкор был атакован первой волной самолётов. На корабль было сброшено около трёх дюжин мелких бомб, из которых девять хоть и поразили цель, но даже не смогли пробить верхнюю палубу. Следующую атаку провели бомбардировщики «Мартин» и гидросамолёты, оснащённые 550 и 600 фунтовыми бомбами. Из двадцати четырёх бомб пилотам удалось добиться пяти прямых попаданий и одного близкого разрыва. Часть бомб пробила главную палубу, прошила броневую, что никак не повлияло на остойчивость и мореходность линкора. «Остфрисланд» выглядел практически невредимым.
Поведение строптивого немецкого линкора совсем не нравилось Митчеллу. Ему требовалось любой ценой утопить корабль, разбираться с какими-то повреждениями он не собирался. В ход пошли 1000-фунтовые бомбы.
Первому же самолёту удалось добиться прямого попадания. Команды были готовы к осмотру повреждений, однако Митчелл даже не допустил их на борт корабля. При этом, он почти в открытую "послал" руководителя экспериментов адмирала Уилсона, потребовав, чтобы он не влезал в ход испытаний. Уилсон был в ярости.
В следующий заход четырём бомбардировщикам удалось добиться двух попаданий и двух близких разрывов. Наконец специальной команде удалось подняться на корабль. Выяснилось, что несмотря на некоторые разрушения, бомбы не нарушили прочности корпуса и не вызвали течей!!!
В этот момент Митчелл решил окончательно отбросить программу экспериментов. Сторонники теории заговора выдвигают версию, что в ходе подготовки к бомбардировке, на корабль были высажены специальные команды, заложившие подрывные заряды, либо просто открывшие кингстоны.
Самолёты пошли в последнюю атаку. Первые три бомбы прошли мимо, четвёртая легла прямо у носовой части с левого борта, через секунду туда же попала пятая бомба, причинившая смертельные повреждения. Шестая бомба прошла мимо. «Остфрисланд» погрузился кормой до орудийной палубы, резко накренился на левый борт, перевернулся и затонул. Во время погружения пилоты Митчелла, развлекаясь, сбросили на него ещё одну 2000-фунтовую бомбу. Уже просто так.
Естественно, Билли Митчелл, позволявший себе крайние преувеличения, сразу заявил о полном успехе. Реакция прессы была просто фееричной, тем более что вывод напрашивался сам собой - "Линкор стоимостью сорок миллионов долларов потоплен всего шестью бомбами!"
В свою очередь моряки сделали свои выводы. Одно дело учебная бомбардировка корабля стоящего на якоре, а другое дело, настоящая боевая работа – атака на идущий полным ходом линкор, маневрирующий и отстреливающийся из десятков стволов зенитных орудий. Поэтому эксперименты так ничего и не доказали.
Позднее, в Соединённых Штатах были проведены новые испытания. Были отправлены на дно допотопные броненосцы «Алабама», «Нью-Джерси», «Вирджиния» и корпус недостроенного линкора «Вашингтон». Но и после этого в печати продолжались жаркие схватки между моряками и авиаторами.
Вслед за американцами серию подобных экспериментов провели и англичане. Правда их опыты были направлены на проверку точности бомбометания, а не на испытание разрушающей силы авиабомб.
По итогам испытаний английское Адмиралтейство также выдало взаимоисключающие выводы:
«Современный линкор можно отправить на дно одними бомбами. Однако для этого требуется не менее 12 прямых попаданий бомбами весом более 500 фунтов. Чтобы эти бомбы имели кинетическую энергию, достаточную для пробития броневой палубы, их следует сбрасывать с высоты более 5000 футов. Для находящихся на вооружении самолётов, при существующих прицелах и уровне подготовки лётного состава, вероятность попадания бомбы в цель не превышает семи процентов» (почти статистическая погрешность).
Окончательную черту под спором подвела Вторая Мировая война. За всё время боевых действий бомбардировщики, несмотря на наличие более совершенных прицелов и подготовленных экипажей, в открытом море не потопили ни одного вражеского линкора свободно падающими бомбами!!! Линкоры окончательно потеряли свою значимость к 1945 году только с развитием авиации (созданием пикирующих бомбардировщиков, торпедоносцев и штурмовиков) и появлением новых видов вооружений (авиационных торпед, управляемых планирующих авиабомб).
В продолжение темы "стальных монстров", хочу предложить Вам ещё статьи о флоте:
АВИАНОСЦЫ И ИГРАЛЬНЫЕ КОСТИ
ДВОРЕЦ ДЖИННА. ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ "ЭДЖИНКОРТ"
ХОЛОДНЫЕ ВОДЫ. САМЫЙ КОРОТКИЙ БОЙ В ИСТОРИИ
ПОСЛЕДНЯЯ НАДЕЖДА ИМПЕРИИ. ПОДВОДНЫЕ АВИАНОСЦЫ I-400
ПОДВОДНЫЕ МОНСТРЫ АДМИРАЛА ФИШЕРА.
СРЕДИЗЕМНОМОРСКИЙ ПОГРОМ. ПЕРВОЕ БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ УПРАВЛЯЕМЫХ АВИАБОМБ
АВИАНЕСУЩИЙ ПОДВОДНЫЙ КРЕЙСЕР "СЮРКУФ" (ЧАСТЬ 1).
АВИАНЕСУЩИЙ ПОДВОДНЫЙ КРЕЙСЕР "СЮРКУФ" (ЧАСТЬ 2)
НОЧЬ "ДЛИННЫХ МЕЧЕЙ". СРАЖЕНИЕ ПРИ ТАССАФАРОНГЕ.
Спасибо что дочитали до конца. Если понравилась публикация ставьте "лайк" и будете видеть посты чаще. И конечно же, подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного.