Или говоря по-другому: как сделать из пацана настоящего мужика?
По большому счёту нормальный тринадцатилетний мальчик должен уметь всё то, что умеет и взрослый мужчина с несколькими оговорками, а именно: ему могут быть недоступны такие навыки и умения, как управление сложными техническими устройствами, к тому же большими или тяжёлыми инструментами и механизмами, а также: недоступны сложные социальные действия.
Но сейчас заострим внимание на ручном труде.
Итак, тринадцатилетний подросток должен уметь безопасно и уверенно пользоваться:
- ножами, разного типа и устройства (перочинными, складными, кухонными);
- топором(!), соответствующим его силе и весу;
- лопатами всех типов, граблями и вилами;
- отвёртками;
- ручным заклёпочником;
- пассатижами, плоскогубцами, кусачками;
- гаечными ключами и различать их типы (накидные, рожковые и т.д.);
- разводными, газовыми и прочими ключами;
- различными пилами: обушок, лучковая пила, лобзик, двуручная, ножовка по металлу, ножовка по дереву;
- ручной дрелью, коловоротом и электрической дрелью (для работы по дереву!) или шуруповёртом с любыми материалами;
- молотками и кувалдой, но строго с учётом его возраста, веса и физической силы, а также гвоздодёром;
- тисками: слесарными и столярными;
- напильниками, рашпилями и надфилями;
- свёрлами по дереву и металлу;
- штангенциркулем, уровнем, отвесом, уголком – столярным и слесарным, рулеткой, линейкой;
- стамесками и долотами по дереву;
- рубанком;
- кистями различного типа и валиками;
- шлямбуром;
- а также ещё много чем из мужских ручных инструментов.
Категорически запрещается подросткам 13-ти лет пользоваться электрическими инструментами, кроме дрели в работах по дереву, а именно: дисковыми пилами, болгарками, перфораторами, электролобзиками, ленточными шлифмашинами и прочими опасными и тяжёлыми электроинструментами.
Должен уметь:
- наточить нож, вырезать ножом простую деревянную игрушку, отрезать ножом ветку дерева, окорить ножом ветку дерева, изготовить черенок для лопаты, грабель, вил и ручку для молотка, а также насаживать черенки и ручки;
- развести пилу и наточить её;
- наточить железку рубанка и правильно установить её в рубанок;
- создавать надёжные соединения на гвоздях, саморезах, заклёпках или клеевые соединения;
- наколоть дрова, обрубить ветви деревьев или кустарников, окорить ствол дерева или края необрезной доски, вырубить топором или лопатой сорняковый кустарник;
- выкопать или закопать яму, перекопать землю для посева, разграблить перекопанную землю, сделать грядку, откинуть землю, щебень, песок из кучи или наоборот;
- отличать болт от гайки и уметь откручивать или затягивать болтовые соединения;
- знать типы и особенности свёрл по дереву и металлу;
- пилить дрова, отпиливать плоскостные пиломатериалы;
- пользоваться пилой, топором, лопатой и ножом в лесу;
- делать точную разметку перед работой ручным инструментом;
- пробивать отверстия в бетонных и кирпичных стенах молотком и шлямбуром, устанавливать пробку и навешивать полки;
- надёжно закреплять изделия в тисках;
- окрашивать различные поверхности;
- пользоваться обдирными инструментами: рашпилем, напильниками, циклей;
- и много всего прочего… Главное, уметь безопасно и ответственно пользоваться инструментами!
И, конечно, он должен уметь полностью себя обслуживать и делать любую девчачью работу: шить, гладить, стирать, убирать, мыть, готовить простую еду, в частности, уметь разделывать курицу только ножом, планировать свои траты, самостоятельно планировать свой день и выполнять задуманное, уметь экономить финансы и делать разумные покупки, нести груз постоянных(!) семейных обязанностей, заботиться о слабых и маленьких членах семьи…
Помимо этого, он должен уметь плавать, ездить на велосипеде, бегать на лыжах, забраться на дерево, драться(!) или бороться, развести костёр… Знать основы выживания на природе и в городе, уметь собрать вещи в поездку с учётом климатических особенностей местности.
Знать устройство государственных органов в общем виде и конкретно экономику семейного благополучия, например, обязательные выплаты, оплату ЖКХ, права собственности, институт прописки и примерно - основные законы в стране. А также понимать, что такое преемственность в семье и твёрдо усвоить историю своего родового имени (т.е. фамилии).
Само собой разумеется, должен уметь самостоятельно, без принуждения, выполнять свои общественные обязанности: учиться в школе, посещать дополнительные секции, кружки, школы и мероприятия, достигать нужных(!), самим осмысленных, результатов.
«… вот тогда из человечка выйдет – Человек!»
Удачи!