Найти тему
Бахтин простит

Группа Katatonia: «тёмное, болезненное и трагическое»

Шведскую метал-формацию Katatonia любят записывать в число самых депрессивных групп планеты. Считаю, что давать подобные оценочные характеристики – дело довольно тупое и неблагодарное. Тем не менее, мое мнение от этой оценки ушло недалеко.

фото из свободных интернет-источников, 2006 год
фото из свободных интернет-источников, 2006 год

Так уж повелось, что в музыке я всегда ищу что-то тёмное, болезненное и трагическое. А в том, что сочиняют эти скандинавские мужчины, такого добра предостаточно.

Те, кто в курсе, могут пропустить следующие 3 абзаца, кто нет – вычитываем краткий экскурс.

У группы два отца-основателя: Йонас Ренксе и Андерс Нюстрём. Родили и начали выкармливать свое детище они в далеком 1991 году. Йонас играл на ударных и кричал в микрофон, а на Андерсе оставались гитары и бас. Тексты писали вдвоем. Получалось что-то тягучее, близкое к дэт-думу, и отдававшее блэком.

Но в этой канве мужики надолго не задержались и уже с третьего альбома начали бессовестно и безобразно экспериментировать со звуком, заменяя экстрим чистым вокалом и перестраивая всё звучание целиком. Более жизнеутверждающим оно от этого не стало. Скорее напротив: музыканты будто бы нащупывали дополнительные ступени в аккордах, и пробовали заимствования из других тональностей, чтобы привести себя к той форме, которая бы точнее отражала то, о чем они хотят говорить.

А говорить хотелось о пресности жизни и ее тяготах. О тщете и бренности. Мысли, в общем-то, не новые, но честные.

Йонас Ренксе (слева) и Андерс Нюстрём (справа). Источник: https://youtu.be/AaVYZU1Lxjw
Йонас Ренксе (слева) и Андерс Нюстрём (справа). Источник: https://youtu.be/AaVYZU1Lxjw

В 2010-ых череда экспериментов привела музыкантов к прогрессивному металлу. По общему мнению кухонных эстетов, два последних альбома «уже не то». А по моему - это вполне закономерные и поступательные изменения, начавшиеся еще в 1998 году.

«The Fall of Hearts» (последний релиз на момент написания этого текста) представляется мне монологом человека, который уже насмотрелся в лицо жизни. Понял, как люди живут и умирают. И принял это, но не перестал говорить про больное, задавая тяжелые вопросы. Только делает он это теперь не с диониссийской истерикой, свойственной молодым. А с аполлонической твердостью и спокойствием, присущей зрелому человеку. Путь от первого ко второму полноценно и без особых усилий прослеживается по дискографии группы.

Хотелось бы закончить кратким очерком об их седьмом релизе. Диск «The Great Cold Distance», 2006 год. К этому моменту Йонас и Андерс уже собрали полный боекомплект из басиста, второго гитариста и ударника, выпустив с ними 2 полноформатных альбома .

Но почему я хочу сказать именно о нём? Наверное, потому что это первая их пластинка, которую я послушал от начала до конца. А еще потому что, по-моему, это средоточие всего диониссийского в их творчестве.

По одному только взгляду на обложку многое уже становится понятным. Музыка не отстает и тоже распухает от красного и черного. Если охарактеризовать общее ощущение от альбома, возникает чувство, что его писали в каком-то нездоровом состоянии. Даже с физической точки зрения. Будто бы он сочинялся в горячечном бреду, лихорадке. С температурой под 40. Тяжело представить, как такие ходы можно было придумать в трезвом состоянии рассудка.

Такой эффект достигается вкупе за счёт нетипичного построения мелодических линий гитар, диссонирующих фонов, которые спрятаны глубоко в миксе, но в пачке усиливают общую нездоровую атмосферу. За счет отрешенного вокала Йонаса, ставшего к тому времени еще одной отличительной чертой звучания группы.

Могу длиннее, конкретнее и содержательнее, но вы устанете это читать. Подытожу честно и простым языком. Первое прослушивание этого альбома расстроило мой чердак так, будто молотком ударили по пианино. Пришлось отходить, вытаскивать наушники и возвращаться в реальность. Потом это красивое и страшное путешествие я повторил не раз и не два. И, наверное, повторю сегодня по дороге на работу.

Слушать: Всем, кто читал книгу Екклесиаста. Кто подлечил свои старые раны и не боится, что они откроются снова. Кто понимает, что жизнь порой обретает тяжёлые и страшные формы. И закрывать глаза на это нельзя. Надо идти и смотреть. Хотя бы для полноты картины.

Не слушать: Всем гедонистам, оптимистам и фанатам групп Пасош и Sum 41. Даже не старайтесь. Не покатит вам, ребята и девчонки.

Ярослав Лапа, 09.06.2019