Сюзанна Валадон - ярчайшая представительница так называемого женского искусства. Начиная как модель для Тулуз-Лотрека и Ренуара, Валадон вскоре начинает одержимо рисовать сама, и сегодня ей принадлежат лучшие женские образы мировой живописи.
Основная тема творчества Валадон - люди. Члены семьи, друзья и возлюбленные, случайные натурщицы - Сюзанна пользовалась своим талантом в первую очередь для создания портретов и изображения обнаженной натуры. И в этом ей не было равных. Будучи "посвященной" в особенности и тонкости женского туалета, она с подкупающей откровенностью пускает нас в самые потаённые уголки женского мира.
Не стесняется Валадон изображать и женскую сексуальность (а ещё страсть к эзотерике и леопардовому принту), неизменно наделяя ее царственной негой и эффектом "подглядывания". Ее обнаженные модели возлегают (другого слова не подобрать) на богатых драпировках, сложных орнаментах, которые только оттеняют плоть, которая в живописи Валадон играет всеми возможными оттенками.
К Валадон, чья известность в Париже только растет, поступают заказы на портреты, среди которых и женские. Талант Валадон проявляется не только в изящной декоративности, но и в глубокой психологичности портрета. Взгляните, например, на эту работу.
На ней изображена жена Густава Кокьо, писателя и критика. Все детали - от открывающего покатые плечи платья до глубоких теней под глазами - работает на образ сильной, властной женщины. Действительно, мадам Кокьо начинала как артистка цирка, после Второй мировой войны без малого 20 лет была мэром городка Отис. Согласитесь, все это видно на картине.
Еще одна работа с безымянной на этот раз натурщицей, от которой так и веет силой. Несмотря на мягкость форм модели, ее расслабленную позу, обилие драпировок, никто не назовет героиню слабой барышней. Ощущение внутренней свободы и раскованности придают такие детали, как сигарета, пара книг, экстравагантные полосатые штаны.
Не щадила Валадон и себя. Этот автопортрет - великолепный пример художественной смелости и честности перед зрителем и самой собой. На протяжении всей жизни Валадон пристально всматривается в своих натурщиц и собственное отражение, безжалостно изображая и первые признаки старения, и ускользающую красоту.
За долго карьеру Валадон не только выросла в крупного мастера портретной живописи, но и воспитала одного из классиков городского пейзажа - Мориса Утрилло, который был ее единственным сыном. Удивительно, как мать и сын поделили профессиональные интересы: если Утрилло - певец каменных улочек, то Валадон - рупор женской души. Сюзанна Валадон скончалась в возрасте 72-х лет, оставив после себя более 700 графических и живописных работ.