Как же зависимы люди от игры. Играют все время, в которое не добывают морковки или не выполняют долг по необходимости. Есть гадкая и вечная несправедливость в том, что жизнь не наполнена непрерывной радостью и что эта радость достается сапиенсу лишь иногда. И если повезет. А ведь запросто может и не повезти.
Радости и соответствующие им игры разнообразны. Это разнообразие есть разнообразие нашего тела. Разные части нашего тела жаждут своих радостей и им соответствующих игр. У игр есть те, кто их делает и те, кто сам ничего делать не умеет и только испытывает восторг от созерцания этого процесса. Болельщики то есть.
Хорошие ножки любят бегать. Бегать они любят по-разному. Одни ножки бегают недалеко, ну например на 100 метров. И из всех, любящих бегать недалеко, есть такие ножки, которые делают это настолько чудесно, что те, кто созерцает такое чудо, испытывают радость даже большую, чем те ножки, которые это исполняют. Например ножки Усейна Болта.
Некоторые ножки играют в мячик. Например в футбол. Вспомним чудесные ножки Марадоны или Бекхема. Какие чудеса они вытворяли с мячиками! Мячик и ножки - и это парадоксально - вместе вызывают восторг крупных коллективов, говорят, что даже более 300 000 сапиенсов одномоментно (стадион Маракана в Рио) способны впасть в радость от ножек, искусно обращающихся с мячиком. А если суммировать количество сапиенсов созерцающих это упоительное зрелище в течение ну хотя бы полугода, я сдаюсь - готов предположить, что именно это и есть настоящий смысл существования. У моего офиса стадион. Во время недавнего чемпионата мира по игре в мячик ножками там было.... Крик десятков тысяч сметает все. Они кричали такое! Я устоял только из последних сил.
Или вот к примеру ручки. Ручки тоже любят играть. Во что только не любят играть ручки! Чаще всего они это делают совместно с ножками. Например, волейбол, настольный теннис (ужасно люблю его). Например Ма Лун - его ручки и ножки способны сделать с шариком с помощью небольшой округлой дощечки такое, ну такое!!
Или вот такие любители игр, как наши ушки. О наши ушки! Как же любят они 3 концерт Рахманинова, Шопена или Passione.
Cchiù luntana mme staje,
Cchiù vicina te sento.
Chisà a chistu mumento
Tu a che pienze, che faje.
Жить стоит только затем, чтобы прослушать такое! 30 раз прослушать и умереть не жалко после этого. Вот это игрушка для ушек!
Теперь возьмем другую часть тела, например голову. Голова тоже любит играть. Например в шахматы. Ей очень нравится осуществлять операции перебора вариантов расположения разных фигурок, которые она перемещает ручками по небольшому пространству. Тому, кто пробовал сам играть в шахматы, такие перемещения очень нравятся и вызывают сочувствие. Есть некоторые головы очень хорошо приспособленные к тому, чтобы перемещать фигурки в нужные места. И есть люди, которым это очень нравится смотреть и которые способны оценить именно такое специфическое действие с сочувствием и пониманием. Например опять я.
Итак мы все отлично понимаем и важность игры в нашей жизни, и индивидуальный подход каждой части тела к свойственной ей игре.
Каждой части тела присуща своя игра, свой исполнитель и своя сочувствующая публика. Полагаю, что это утверждение есть простая констатация реальности. Не так ли?
Идем дальше к теме, которую я задумал.
Вот одна особая и редкая игра. Есть некоторая очень небольшая часть сапиенсов настолько своеобразная, что их число всегда в разное время истории было крайне невелико. Эти сапиенсы играют в особую игру.
Игра этих сапиенсов заключается в очень специфической и редкой деятельности - играть они желают в неспешные размышления. Так устроен их мозг. Структура его полей от рождения оказалась такова, что седьмая доля (лобная) мозга сформировалась несколько увеличенной, а вот шестая доля (заднетеменная) наоборот уменьшена. В результате такой комбинации их некритически влечет к размышлению, то есть к перебору фактов и комбинированию из них усложненных конструкций (седьмая доля мозга), но сами факты они узнавать не имеют желания (шестая доля работает плохо). А потому они предпочитают сам процесс размышления в чистом виде, то есть в отрыве от фактов, до которых им дела как правило нет. И, разумеется, они также как и прочие имеют своих обожателей, а именно тех, кто сам думать не умеет и не хочет, но склонен вырабатывать дофамин от созерцания такой игры седьмой доли мозга играющих сапиенсов.
Людей, играющих в размышления, называют "философами", а тех, кто сам думать не в состоянии, а только испытывает восторг от созерцания непонятного, я даже и не знаю как назвать. Назовем их болельщиками от философии.
Как и любые болельщики иных игр, эти тоже некритичны к любимой игрушке, которая их так возбуждает. Тут главное - возбуждение.
Обратимся к тем, кто играет. Обозванные своими болельщиками "философами", эти ребятки несомненно играли как и полагается с искренним увлечением.
В игре не все однозначно. Еще Конфуций говорил в том смысле, что "найдите себе игру по душе и вам никогда не придется работать". А всвязи с этим иногда и очень редко возникает ситуация, когда игра, которая по определению бессмысленна, вдруг совпадает с нерешенной проблемой или интересной темой и неожиданно приводит к практическим результатам. Так играл Аристотель, чьи игры вообще все без всякого исключения практичны и полезны. Так играл Маркс на пару с Энгельсом, Фейербах, Рассел, Хейзинга или Зиновьев, Сервантес или Свифт... Игры некоторых "философов", хотя и были с виду просто бессмысленными игрушками, но в качестве побочного эффекта давали практический результат как минимум в виде критического суждения о действительности. Но это было всегда в виде редчайшего исключения. Игра есть игра. Она ведь не для пользы, она для радости.
Тут я хочу остановиться, чтобы уточнить термины. Я использую термин "игра" совсем не случайно. Игра - это такая деятельность, которая приносит выработку дофамина в мозге болельщика или самого игруна, но не приносит никакой иной практической пользы. Игре противостоит наука, которая в отличие от игры, факты перебирает не просто так ради самого процесса (вспомним пустобреха Гегеля с его логикой), а занимается их обработкой с целью получения полезного результата в виде конкретных предметов. Критерий тут прост - есть результат, значит дело полезное, нет результата значит имеем пустой брех.
Игруны же в неспешные размышления играют не пользы ради, а только потому, что не играть не могут, интересуются только процессом, но не результатом. Они поиграли, проявили свою доминантность, сделали публикации и умерли. Так сказать высказались во вне и ушли. Вроде можно их навсегда забыть, раз пользы после себя не оставили. Но не тут то было.
Тот кто отыграл свое, уже в прошлом, а вот их болельщики все время воспроизводятся. И они в соответствие со своими личными радостями вдруг и неожиданно начинают навязывать всем остальным значимость умерших давно игрунов. Это выражается в том, что в отличие от бегунов на среднюю дистанцию, значение которых оценить легко и результат которых рано или поздно был или будет превышен, неспешные размышления "философов" возносятся болельщиками независимо от их теперешней бессмысленности в ранг абсолютных достижений чуть ли не разума!
К таковым причисляют таких игрунов в размышления как Чаадаев, Гегель, Кант, Бердяев, Розанов, Франк, Кьеркегор, Шеллинг и несть числа им, игрокам от неспешных размышлений. Независимо от того, что сегодня все размышления перечисленных игроков не значат ровным счетом ничего. И не значили раньше.
Комбинации их игрушек не имели практического значения в жизни людей даже в момент их возникновения. Они не оказали ни малейшего влияния на практическую жизнь человечества от слова совсем. Человечество жило, живет и будет жить по принципам ничего общего не имеющим с неспешными комбинациями понятий, возникающих в мозгах игрунов в размышления.
Человечество интересует пища, доминантность, безопасность, размножение и новизна. Сначала для себя лично и потом для своего социума. Только достижение этих целей ему интересно и никакие неспешные размышления ничего не меняли и изменят в принципе. И именно поэтому эти размышления есть пустая игрушка.
В чем же дело? Почему пустышкам и простым игрокам в сочетания слов придают вес, которого у них не было и нет, если вдуматься в существо их размышлений? Даже сегодня в 21 веке живет прослойка болельщиков от неспешных размыслителей, которая непрерывно заклинает хором подобно футбольным фанатам: "Фрейд, Фрейд, Гегель, Гегель, Кант, Кант, "Падающего подтолкни, подтолкни...", "Сверхчеловек... сверхчеловек", "Будда, Будда".... и бесконечное прочее?
Никто из размыслителей не дал никаких рецептов не только счастья, но даже облегчения. Человечество как жило так и жить продолжает. Грабит друг друга, хочет убить конкурента, убивает сразу или медлит из опасения что его самого убьют... И хочет, очень хочет играть. Немногие хотят узнать новое. Менталитет разных народов также не уничтожаем и не приводим к общему знаменателю. Ни религии за 5000 лет, ни игроки в философию за 200 лет - никто ничего не решил. Ни одной настоящей проблемы не решено. Где были там и остались. Ну и где же польза от неспешных размышлений?
Резюме:
Философы просто играли в размышлизмы также как ножки любят бегать на средние дистанции. Это игра. И ничего больше.
Как говорил ослик Иа: "Жалкое зрелище. Душераздирающее зрелище. Кошмар".
Тема эта мне представляется интересной. Увы, формат Дзена очень краток. Может быть мы вместе сможем уточнить или разобрать эту тему: философия это игра или важное дело?
До встречи.