Есть идеи вредные. И одна из самых вредных, на мой взгляд, — идея о том, что человек обладает душой (трансцендентной субстанцией, являющейся воплощением его сущности, божественности, уникальности — в зависимости от контекста) и отдельным от неё телом.
Если вы человек нерелигиозный, то этот дуализм скорее всего воспроизводится на более высоком уровне: вы состоите из Разума (идеального воплощения вашего Я) и мешка с костями и мясом, который требует еды, воды и сна. Если смотреть под таким углом, то вся ваша жизнь становится бесконечной борьбой между ограниченностью вашего тела и безграничностью вашего разума, который может охватить столько всего, столько сделать и узнать, но тело его постоянно ограничивает.
Это, конечно, не христианский взгляд на тело, как на что-то грязное и низкое, но нечто очень близкое к нему. Даже освобождённое от оков религиозности (жизнь начинается там, где царит лишь дух, а бренное существование в телесной оболочке нужно перетерпеть), представление о дуальности человека — очень вредное. Из-за этой предустановки приходится в течение жизни либо мириться с ограничениями плоти (многие так и делают), либо через боль и пот формировать некое новое для себя представление.
И не факт, что конечным путём этого процесса будет признание себя как телесного, чувственного существа, которое «когда чувствует — мыслит, а когда мыслит — чувствует» (спасибо, Фейербах, но твоя философская антропология осталась не воспринята массами).
А если даже подобное понимание когда-то станет доступно для понимая чистому Разуму среднестатистического человека, это не избавит от всего того культурного пласта продуктов, которые говорят об обратном.
Дуализм души и тела уже давно не просто часть религиозных представлений людей, он плотно укоренён в массовой культуре, воспроизводится раз за разом и для того, чтобы понять ложность этого разделения, нужно обладать чем-то помимо «здравого смысла».
И что с этим делать я, если честно, не особо представляю.