Фильм 1987 года «Акция» оказался неожиданно интересен как веха в нашем кино. Нет, это не какой-то вечный шедевр, это обычная военная лента, подзатерявшаяся среди более значимых произведений тех лет. А вторая половина 80-х была богата на потрясающие работы. Но сейчас хорошо заметно, что в такой «махровый» жанр, как приключенческий фильм о разведчиках времен ВОВ, уже начали проникать голливудские элементы.
Они еще робкие, только в отдельных сценах. Например, когда наши диверсанты тренируются, они отрабатывают стрельбу. Выглядит это так: боец бежит, делает кувырок и после этого палит из пистолета. Становится ли в такую мишень сложнее попасть? Сомневаюсь. Но выглядит эффектнее. То есть режиссер добивался большей динамики в кадре. Если в 20-е – начале 30-х годов советское кино вполне было в мировом авангарде, то потом сталинщина сделала невозможными подлинные художественные искания. Отдельные прорывы, конечно, случались. Отечественный кинематограф выдал немало бриллиантов, но они больше для внутреннего любования. В плане зрелищности наши картины все заметнее уступали американским и даже европейским. В боевиках это становилось особенно ощутимо.
Инерции в «Акции» все же больше. Мы видим серьезных дядек в мундирах, звучит патетическая музыка. Либо наоборот льется лирический мотив, когда герои лежат на травке под сенью… угадайте, какого черно-белого дерева.
- «Акция» Владимира Шамшурина для меня интересна партнерами: великими Георгием Юматовым и Олегом Стриженовым. Мне посчастливилось встретиться с ними на съемочной площадке, - рассказал исполнитель главной роли Борис Галкин, с которым удалось пообщаться на днях. – Это незабываемые минуты моей жизни. К сожалению, уходит поколение талантливейших людей, их становится все меньше. Дядя Жора Юматов сам воевал, мальчишкой ушел на фронт. Тема войны для меня сокровенная. Мой отец был радистом. И у него чудом не было ни одного ранения, при том что служил он в пехоте. А его семь братьев и отец Михаил погибли. Восемь мужиков потеряла моя семья на той войне. Как бы ни пытались переиначить, иным взглядом посмотреть на те годы, кто бы чего ни говорил, у них ничего не получится. Потому что эту память и эту боль не вырвешь из сердца.
Для Юматова и Стриженова это одни из последних крупных ролей в карьере. У первого впереди вообще жуткая история, когда он по пьяной лавочке застрелит дворника. Поныне здравствующий, приближающийся к 90-летию Олег Стриженов после 87-года надолго пропадет с экранов. Все 90-е годы он будет не востребован в кино. И лишь дважды снимется в начале 2000-х. С одной стороны, хорошо, что актер такого масштаба не запятнал свою выдающуюся фильмографию тем, что преимущественно выпускали в 90-е. С другой – есть ощущение, что Олег Александрович не до конца реализовал свой потенциал в кино. Артистов такого уровня много не бывает ни в одном национальном кинематографе.