Сегодня впарить что-то аудитории уже невозможно. С ней можно только говорить честно и открыто отвечать на те вопросы, ответы на которые хотел увидеть пользователь.
Глобальная разница в цели.
Копирайтер пишет, чтобы что-то продать и неважно, как этот текст выглядит — пост в соц. сетях, статья или лонгрид. А UX-копирайтер пишет текст, чтобы упростить коммуникацию с пользователем. Его цель — провести пользователя через интерфейс так, чтобы он этого даже не заметил.
Тексты UX-копирайтера не всегда продающие (или совсем не продающие).
В Рунете еще не определились как правильно называть правильно человека, который пишет тексты для сайтов, ботов и приложений (кто-то называет UX-копирайтер, кто-то UX-писатель), на английском называют просто UX-райтер, UX-писатель.
В России почему-то термин копирайтер ассоциируется с чем-то негативным и многие крупные компании, например, Яндекс, при поиске кандидата на вакансию указывают UX-писатель. Соответственно, устраиваясь в подобную организацию ищите вакансию по этому тегу.
Кто такой UX-писатель по версии Димы Зеленого (UX-писателя в КБ «Собака Павлова»)
- Пишет только в контексте интерфейса, для каких-то графических элементов. Отдельно от картинок текста быть не может.
- Ограничен объемом, ему нужно постоянно сокращать текст, чтобы он влез в интерфейс и тот не начал разваливаться.
- Пишет в разных форматах, так как ему приходится работать с кнопками, заголовками, подсказками, пунктами меню, пояснительными текстами и т.д.
- Пишет для пользователя, чтобы помогать ему и фактически “вести его за ручку” с помощью интерфейса к цели, за которой он вообще пришел на сайт.
- Разбирается в продукте, о котором пишет.
- Думает о том, как пользователь будет взаимодействовать с интерфейсом.
- UX-писатель — это командный игрок, он должен постоянно консультироваться и коммуницировать с остальными членами команды, предлагать какие-то идеи
У UX-писателя больше ограничений, чем у копирайтера.
Во многих отношениях это просто копирайтинг, поэтому многие общие правила работают и тут. То, что делает UX-текст хорошим, — это то, что делает хорошим любое другое письмо: ясность, согласованность, точность, самосознание, целостность и внимательное отношение к контексту и аудитории.
В итоге складывается следующий список обязанностей UX-копирайтера:
- Написание и вычитка текстов для интерфейса
- Составление универсального руководства по оформлению текстов
- Оптимизация текстов для повышения юзабилити
- Сбор и анализ информации о пользовательском поведении, адаптация текстов под обстоятельства конкретной интеракции
- Выработка «голоса» — индивидуального стиля общения, соответствующего утвержденному имиджу бренда
- Работа с фидбэком, опросами, A/B тестирование для постоянного улучшения качества текстов
- Коллаборация с дизайнерами и маркетологами, ведение продукта начиная со стадии прототипирования
Вместо заключения:
Навыки модного и трендового UX-писательства в современных реалиях, возможно, не дадут вам новой профессии, но позволят прокачаться в текущей.