Найти в Дзене
NetLabCS

Копирайтер и UX-копирайтер. В чём разница?

Сегодня впарить что-то аудитории уже невозможно. С ней можно только говорить честно и открыто отвечать на те вопросы, ответы на которые хотел увидеть пользователь.

Глобальная разница в цели.

Копирайтер пишет, чтобы что-то продать и неважно, как этот текст выглядит — пост в соц. сетях, статья или лонгрид. А UX-копирайтер пишет текст, чтобы упростить коммуникацию с пользователем. Его цель — провести пользователя через интерфейс так, чтобы он этого даже не заметил.

Тексты UX-копирайтера не всегда продающие (или совсем не продающие).

В Рунете еще не определились как правильно называть правильно человека, который пишет тексты для сайтов, ботов и приложений (кто-то называет UX-копирайтер, кто-то UX-писатель), на английском называют просто UX-райтер, UX-писатель.

В России почему-то термин копирайтер ассоциируется с чем-то негативным и многие крупные компании, например, Яндекс, при поиске кандидата на вакансию указывают UX-писатель. Соответственно, устраиваясь в подобную организацию ищите вакансию по этому тегу.

Кто такой UX-писатель по версии Димы Зеленого (UX-писателя в КБ «Собака Павлова»)

  • Пишет только в контексте интерфейса, для каких-то графических элементов. Отдельно от картинок текста быть не может.
  • Ограничен объемом, ему нужно постоянно сокращать текст, чтобы он влез в интерфейс и тот не начал разваливаться.
  • Пишет в разных форматах, так как ему приходится работать с кнопками, заголовками, подсказками, пунктами меню, пояснительными текстами и т.д.
  • Пишет для пользователя, чтобы помогать ему и фактически “вести его за ручку” с помощью интерфейса к цели, за которой он вообще пришел на сайт.
  • Разбирается в продукте, о котором пишет.
  • Думает о том, как пользователь будет взаимодействовать с интерфейсом.
  • UX-писатель — это командный игрок, он должен постоянно консультироваться и коммуницировать с остальными членами команды, предлагать какие-то идеи

У UX-писателя больше ограничений, чем у копирайтера.

Во многих отношениях это просто копирайтинг, поэтому многие общие правила работают и тут. То, что делает UX-текст хорошим, — это то, что делает хорошим любое другое письмо: ясность, согласованность, точность, самосознание, целостность и внимательное отношение к контексту и аудитории.

В итоге складывается следующий список обязанностей UX-копирайтера:

  • Написание и вычитка текстов для интерфейса
  • Составление универсального руководства по оформлению текстов
  • Оптимизация текстов для повышения юзабилити
  • Сбор и анализ информации о пользовательском поведении, адаптация текстов под обстоятельства конкретной интеракции
  • Выработка «голоса» — индивидуального стиля общения, соответствующего утвержденному имиджу бренда
  • Работа с фидбэком, опросами, A/B тестирование для постоянного улучшения качества текстов
  • Коллаборация с дизайнерами и маркетологами, ведение продукта начиная со стадии прототипирования

Вместо заключения:

Навыки модного и трендового UX-писательства в современных реалиях, возможно, не дадут вам новой профессии, но позволят прокачаться в текущей.