Представим себе невероятное — монгольская армия Чингисхана столкнулась с Римом на вершине его военной мощи, например в эпоху Траяна. Римляне второго века и монголы тринадцатого, две огромные империи, кто кого?
Монгольские тумены в реальной истории дошли до Ближнего Востока, так что если бы они совпали по времени, то столкновение между ними и римлянами стало бы неизбежным. У монгол есть преимущество нападающей стороны, они могут выбрать, где и когда ударить. Не говоря уже о военных новинках — стремена, мощные составные луки. Наконец, монгольская организация конного войска. По сравнению с любым легионом, тумен исключительно подвижен и перемещается по суше с недосягаемой для римской пехоты скоростью. Монгольские командиры часто побеждали врагов именно преимуществом в манёвре, отрезая войска от их баз и изнуряя налётами в чистом поле. Так что первые бои монголы скорее всего выиграют.
Но сколько войск могла выделить для завоевания далёкого побережья Средиземного моря монгольская империя? Считается, что общая численность всех именно монгольских воинских формирований при жизни Чингисхана достигала 95 тыс. человек. Союзников у монгол тогда ещё было мало, другие степные племена они включили в своё войско намного позже. Покорённые ими осёдлые народы не могли дать конных воинов, способных биться вместе с монголами. При этом Империя Чингисхана активно воевала на всех своих окраинах — от Японии до Вьетнама, причём не слишком удачно, завоевать эти страны монголам так и не удалось. Поэтому для похода на Запад выделили бы примерно столько же войск, сколько и в реальной истории Джэбе и Субэдэю, не более 30 тысяч. И шли бы они тем же путём — покорив Среднюю Азию, через Кавказ вышли бы к Чёрному морю, к границам Римской Империи.
Рим воевал в этих краях с Парфией, оспаривая у неё трон Армении. Поэтому в дальнейших событиях многое будет значить дипломатия. Либо монголы быстро договорятся с традиционными врагами Рима — парфянами, либо напротив, Рим уговорит царя Парфии, что монголы представляют общую угрозу и надо сплотиться в борьбе с ней. Монгольская дипломатия генералов Чингисхана изысканностью не отличалась. Она сводилась к отправке послов, которые выдвигали ультиматум, как правило в презрительных и дерзких выражениях. Когда послов убивали, монголы считали это достаточным поводом для войны, с последующим истреблением в том числе и мирного населения завоёвываемой страны. Римляне же преуспели именно в дипломатии. Поэтому легко предположить, что поскольку первый удар монгольских войск по географическим причинам придётся по землям парфян, они скорее всего станут союзниками Рима.
Даже если парфяне, которые для своего времени были непревзойдёнными всадниками, не окажут монголам серьёзного сопротивления, боевые действия будут вестись вдали от Рима. В нашей истории Рим собрал для войны с Парфией 11 легионов, а всего в тот период мог выставить на поле боя до 200 тыс. солдат, включая союзные и вспомогательные войска. Разумеется, всё это по большей части пехота, которая не может гоняться по степи за монгольскими лучниками. Но Риму это и не нужно. Такого количества войск вполне хватит, чтобы защищать самые важные оборонительные позиции, такие как крепости и портовые города. Рим, благодаря своему флоту, может оперативно перебрасывать подкрепления морем. Быстро смять римскую оборону на востоке Римской Империи у монгол не получится. К тому же война с парфянами, армянами и прочими местными народами займёт некоторое время и вынудит разделить войска.
Итог может стать примерно следующим. Монголы могут уничтожить передовые силы римлян, возможно даже в количестве нескольких легионов, если ударят по ним внезапно и в чистом поле. Нечто подобное произошло с легионами Красса в войне с Парфией, в I в. до н.э. Но потом Рим заключит с парфянами мир и уйдёт в глухую оборону. Брать крепости монголы умеют, но и Рим умеет их оборонять, тем более что у римлян хватает крепостной артиллерии в виде баллист, онагров и прочих камнемётных орудий. С наскока римлян не взять, измором тоже, морские пути Рима монголы перерезать не смогут. Дальше всё зависит от фактора времени. Римляне, имея за спиной крепкий тыл, будут выжидать. Монголы вряд ли получат подкрепления, и через некоторое время им придётся вернуться в родные степи. Второго удара монгольских армий по Римской Империи, скорее всего, не будет — в нашей истории монголы не предпринимали новых попыток в случае неудачи при походах на такие дальние расстояния. Так что после неизбежного развала Монгольской Империи со смертью Чингисхана, образовавшиеся на её месте государства заключат мир с римлянами.
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.
© Булат Мамлиев