Когда мои клиенты говорят – "мне трудно сделать выбор", я глубоко вздыхаю и готовлюсь к серьезной работе.
Потому что есть целых 5 причин, почему бывает трудно выбрать.
1. Сильные полярности
- Мне выйти замуж или остаться "в отношениях"?
- Опять работать "на дядю" или стать предпринимателем?
- Заводить второго или не вытянем?
За каждым вариантом (а выбирают обычно из двух) – целая серьезная история.
То есть, не были бы они так далеко друг от друга, то и не было бы затруднения.
Вы ведь легко выберете между шоколадной конфетой и карамелькой? Между погулять в парке или в ближайших дворах?
2. Желание отдохнуть, а не выбирать
Выбор сводит данные, поступающие из Желаний (чего хочется, на что есть энергия), и от "Персоны" (как я должен/-жна выглядеть, поступать).
Когда эту функцию дергают, у нее не остается возможности выбрать между двумя противоположностями, и она "зависает".
3. Долженствования вместо чувств
Чувства – это "спецназ" нашего организма. Это система быстрого реагирования. Мы буквально из тысяч параметров выводим главное.
Например, между едущей на незнакомца машиной и вежливостью выберем первое (из страха) и дернем человека из-под колес.
Между музеем и попить водички выберем второе (наша жажда, дискомфорт важнее).
Часто получается, что "я должен" сильнее чувств, забивает их.
И тогда так трудно сделать выбор... просто потому что условный "музей" оказыввается сильнее жизненно важной попить водички.
4. Нужно не вам, а "тому парню"
Это очень сильный и неприятный вариант выбора. Высшее образование нужно маме, а мне нужна работа. Или хороший отдых.
Полочка нужна жене, а мужу нужен футбол.
Тогда он, этот воображаемый муж, продолжает "выбирать" в своей голове. Жена и отношения с ней важны, но как же мое желание?!
Самые яркие невротики, люди, которым трудно определиться, как правило, не получают удовольствия ни от одного, ни от другого занятия.
5. Долго и мучительно просчитываете последствия
Все мы опасаемся выбрать "не то". Но просчитать все невероятные последствия выбора невозможно.
В таких случаях я вздыхаю еще раз, и предлагаю клиенту поработать про его тревогу. А совсем не сам выбор, с которым человек пришел изначально.