Май и начало июня, время цветения касатика жёлтого или ириса болотного (Iris pseudacorus). Вообще, у этого растения очень много русских названий, а всё благодаря яркому виду, большому ареалу и целебным свойствам. В России касатик растёт почти по всей европейской части и в Западной Сибири. В разных регионах получил своё местное название.
Iris pseudacorus предпочитает открытые сырые места, а потому его обычно можно встретить в равнинной части. По берегам небольших речек, на каналах и карьерах, в низинах и плавнях. Касатик можно найти даже в населённых пунктах вдоль канав. Иногда оно растёт не рядом с водоёмом, но это не значит, что воды под ним нет. Ирис болотный хороший индикатор близости грунтовых вод. Например, его много в Тахтамукайском районе Адыгеи и вдоль русла реки Кубань.
Раньше ирис активно использовали в народной медицине. Список болезней, которые им лечили, огромный. Я ещё не встречал такого. Там все, от астмы до ожогов, от эпилепсии до зубной боли. С приходом классической медицины, лечение растением отошло на второй план, но учёные ищут способы его использования и вполне возможно, что отдельные препараты на полках аптек включают в себя какие-то компоненты из ириса болотного.
Некоторые люди воспринимают Iris pseudacorus, как одичавший декоративный вид, потому что встречается в городах и на обочинах дорог. Это, тот редкий случай, когда большой красивый дикий цветок (высота стебля до 150 см) не был уничтожен людьми. Тут нет заслуги человечества, а результат исключительной живучести растения. Оно способно размножаться как семенами, так и от корня. А это хорошее свойство, в условиях, когда цветы постоянно обрываются.
Касатик, как и тростник, очень хорошо фильтрует воду и значительно уменьшает загрязнённость её органическими веществами.
В России есть несколько регионов, где касатик занесён в Красную книгу, в том числе и соседние Республика Крым и Ставропольский край. В Краснодарском крае с ним всё более или менее благополучно. Не в последнюю очередь это связано с развитой сетью каналов, рисовых чеков и ещё оставшимися плавнями вдоль реки Кубань.