На днях довелось ехать в белорусском плацкарте. Маршрут мой пролегал полностью по территории России, а поезд был фирменным. Понял, что утверждение, будто бы белорусские поезда лучше поездов РЖД – миф.
Ехать нужно было от псковской станции Новосокольники в Петербург. По расписанию мне лучше всего подходил поезд Брест-Петербург с группой вагонов Петербург – Минск.
На этапе покупки билета через сайт РЖД заметил: вагоны делятся на те, рядом с которыми стоит пометка «НФ – нефирменный вагон в фирменном поезде» и без пометки. Мой был без пометки, из чего я сделал вывод, что это фирменный вагон. Стоимость проезда в нефирменном была 1159 рублей, в моем, фирменном, – 1175 рублей. Разница, согласитесь, невелика.
За три дня до отправления в наличии было единственное нижнее место – 35-е у туалета, его я и купил.
Как из модного календаря
В Новосокольниках поезд стоит в районе двух ночи около получаса. Меня встретила молодая девушка-проводница. С длинными волосами и в юбке сильно выше колена – словно из календаря БЧ с самыми красивыми железнодорожницами.
Посадка свелась к проверке наличия моей фамилии в распечатанном списке пассажиров – у меня была электронная регистрация. В вагоне абсолютно все спали. Ночное освещение было довольно ярким.
Заняты были все нижние места, кроме моего 35-го, и большая часть верхних – кроме тех, что опять же в последнем купе.
В вагоне было достаточно душно. Я подумал, что это из-за стоянки – все же полчаса с выключенной вентиляцией. Но обратил внимание, что большинство пассажиров спят без одеял. Значит, тепло было и раньше. Когда в вагонах поддерживаются положенные +22 градуса, люди все же укрываются. Норма в +22 действует не только в российских, но и в белорусских поездах.
Верхние полки не застелены
На окнах – белые занавески с надписью «Белорусская железная дорога» по-русски. На столе – белая скатерть. На моей полке лежал пакет с бельем. Судя по всему, на прошлом участке пути здесь никто не ехал, либо проводники тщательно убрались. Матрас был свернут и убран на третью полку.
Верхние полки, кстати, не были застелены, в отличие от российских фирменных плацкартов.
Отметил качество белья. Оно намного выше, чем у РЖД. Матрацы – толстые, чистые, с плотными наматрасниками. Простыни – тоже очень плотные, как будто открахмалены. Наволочка, правда, оказалась чуть меньше подушки, а матрас не влезал по длине на полку. 35-е место – единственная из поперечных полок, которая, как в российском, так и в белорусском плацкарте, имеет перегородку в ногах, отделяющую спальное место от прохода.
Биотуалеты расположены с двух сторон вагона. На станциях они не закрывались. Никакого запаха не было – мне на 35-м месте было вполне комфортного ехать. Немного шумел при спуске воды вакуумный унитаз, но не так, чтобы я от этого просыпался. Звукоизоляция туалета хорошая.
Бутылка воды у проводницы стоила 36 российский рублей, что намного дешевле, чем у РЖД. Я попросил включить вентиляцию и пошел спать...
Когда я уже лег, проводница подошла и предупредила, что может дуть, потому что окно в моем последнем отсеке закрыто не до конца.
«Спасибо, – говорю. – Если что – закрою».
Впрочем, по голове не дуло, свежий воздух шел и под сильное укачивание (дорога там такая – одноколейка, вечные разъезды со встречкой, а поезд скорый, идет быстро) я быстро уснул.
«Мужчина, просыпаемся»
Проснулся от того, что кто-то качает за плечо: «Мужчина, просыпаемся, через полчаса Питер!».
Та ночная проводница куда-то исчезла. На смену заступила новая – невысокая, короткостриженная и одетая по-домашнему, не по форме. Поезд уже вовсю плелся по городу.
«Неужели тут полчаса ехать», – удивился я. Электричка и та идет быстрее. Но, видимо, скорый поезд как раз и был зажат электричками, поэтому не спешил. В вагоне было по-прежнему душно, если не считать нашего последнего отсека с неплотно закрытым окном. Пошел искать проводницу, чтобы забрать деньги – вечером ее предшественница не смогла мне насобирать сдачу с 200 рублей.
Цивилизация в виде банковских терминалов до белорусских поездов еще не дошла. Даже до фирменных. Проводницы на месте не было. Она в тамбуре паковала грязное белье.
За полчаса до прибытия уже никто не спал и процентов 80 сдали белье, хотя проводница и не требовала. Минут за 20 первые пассажиры начали нести сумки в тамбур.
Честно говоря, я так и не понял, чем фирменный поезд, по версии белорусских железных дорог, отличается от нефирменного.
Извините, что нет фотографий – телефон сел. А розеток в фирменных вагонах от БЧ не предусмотрено.
Другие материалы в рубрике #тест поезда можно найти по этому тэгу.