В этой рубрике, мы погружаемся в закулисье сумеречного мира дарованного нам безграничным воображением современных художников, рисующих в своем, неповторимом стиле. Их картины завораживают, а персонажи несущие боль и угнетение - заставляют задуматься о тех настроениях, которые преобладали в момент их написания.
Сегодня своё слово скажет профессиональный художник — Иван Стан.
«Очень часто мне пишут, что все черное и ничего не видно. Это уже проблемы зрителя. Да и хочется, чтобы те, кто смотрел, начали чувствовать рисунок, пусть даже боль тех, кто там нарисован»
Сразу один момент, ко мне лучше на «ты», мне так проще воспринимать действительность…
— Мне тоже, хватает «выканья» на работе.
Давайте начнем. Создание любой творческой работы – очень трудоёмкий процесс. Сколько уходит (в среднем) времени на одну работу? И какой продолжительностью перерыв между работами?
— Времени уходит довольно много, иногда до пары недель. Просто порой переосмысливаю рисунок и начинаю переделывать (часто от настроения зависит). Сейчас перерыв между работами большой — довольно много заказов. Но сам рисунок начат, просто продолжаю его в промежутках с основной занятостью. Если не занят, то в течение пары дней могу завершить.
С чего начинается работа? Сначала в голове или сразу рука по материалу? Опишите процесс.
— Иногда возникает, мелькает какой-то образ, который остается в памяти и просится наружу. Не редки случаи, когда вижу что-то в полудреме или во сне. Но чаще всего начинаю рисунок, не зная что в итоге получится. Накидаю пятна и в этой каше начинаю видеть какой-то образ.
Сколько по времени ты уже увлекаешься тем, что пишешь картины?
— На хоррор тематику окончательно перешел 2 года назад. До этого, в основном, рисовал разную "фентезятину", а рисую с раннего детства. Хотя и в школьное время меня привлекала всякая чертовщина и фантастика.
Художественная школа? Или зарисовки на полях, потом в специальных тетрадях, а дальше - больше?
— И художественная школа, и училище. Все было.
Профессиональные художники с образованием - явление редкое. В твоих работах прослеживается свой стиль (темная цветовая гамма, видоизменённая анатомия человеческого черепа), как ты к нему пришёл?
— Большое влияние на меня оказало творчество Гигера и Бексиньского, что наложило на мои работы определенный отпечаток. В работах мне нравится передавать атмосферу, а не зрелищность. Как любитель традиционной живописи, я придерживаюсь и некоторых особенностей, в частности, мне нравится из мрака выхватывать светом фигуры, части тел, делать на этом акцент. Очень часто мне пишут, что все черное и ничего не видно. Это уже проблемы зрителя. Да и хочется, чтобы те, кто смотрел, начали чувствовать рисунок, пусть даже боль тех, кто там нарисован.
Чувства и эмоции, запечатленные на картинах, пропускаешь через себя или, быть может, это результат пережитых эмоций?
— Часто рисую в плохом настроении, проецирую свои эмоции в рисунок. Но нередко замечал, что переношу чувства рисунка и на себя.
Не тяжело? Самогенерирующаяся грусть?
— Порой, это как наркотик.
Но ведь морально истощает, разве нет? Организм не давал сбой от напряженной работы с коктейлем отрицательных эмоций?
— Бывали нервные срывы, но после этого появлялись интересные задумки.
Есть ли проблема в нехватке времени? Нуждаешься ли ты в какой-либо атмосфере для создания новой работы?
— Мой основной доход от заказов и они занимают все мое свободное время. Для себя трудно выделить пару часов, ведь заказчики не дремлют.
Когда такой жесткий график из чего черпать вдохновение? Что читать, что смотреть, а может наоборот не читать и не смотреть?
— Вдохновение стараюсь черпать из всего, потому у меня куча папок под различные мотивы/примеры, при случае сохраняю заинтересовавший меня объект.
Только насмотренность? Книги/музыка не способствуют?
— И это тоже. Фантазию развивают, а музыка может задать нужное настроение.
Сложилось впечатление, что у тебя достаточно заказов. Хочется ли тебе популярности и признания толпы?
— Ну как любому творцу без этого. Но не от всех, а от тех, кто понимает в этом что-то или чувствует. Хотя мне и нравится, когда мои рисунки вызывают у кого-то омерзение...
Омерзение - тоже реакция. Многие креативные люди придерживаются правил - создавая, не смотри на других людей. Согласен ли ты с таким подходом или чего придерживаешься сам?
— Тоже такого взгляда придерживаюсь, иначе рисовал/писал бы то, что хочет большинство.
Но ведь популярность, чаще всего, настигает тех, кто делает массовый продукт. По другому, как мне кажется, не может быть. В любом случае, люди видят результат. Они не видят, сколько труда было вложено в ту или иную работу. Что выберешь ты - создание для массового зрителя или следование своему внутреннему импульсу, невзирая на запросы общества?
— Бунтари со временем тоже находят свой круг, не хотел бы стать одним из многих.
Какой твой проект был самым сложным для тебя и почему?
— Роспись православного храма. Пять месяцев не слазил со строительных лесов и не отпускал кисть. Днем писал святых, а ночью - рисовал на ноутбуке свои кошмары.
Ого, необычно. В каком городе?
— Закарпатская область, в Украине.
Интересный опыт? Хотелось бы повторить?
— Не отказался бы)
И снова возвратимся к известности. Многие деятели искусства для раскрутки своего имени идут на коллаборации с артистами. В принципе, концепт коллаба художника и артиста – тебе не кажется опасным? Вообще, какое твоё мнение на такой способ стать популярным?
— Не знаю, не хотел бы. Я люблю сидеть в тени и там рисовать, выходя лишь изредка, чтобы показать результат работы.
Жизнь затворника?
— Да не сказал бы, одиночество угнетает, но и пускать толпу не хочется.
А бывали ли в твоём творчестве крупные коммерческие проекты, расскажи о них?
— Ну не сказал бы, что крупные — рисовал для нескольких инди-игр, иллюстрации к книгам, обложки для музыкантов.
Меня восхищает, с какой простотой ты об этом говоришь. А вот тогда, мальчик Ваня из художественной школы, мог об этом думать?
— Тогда он просто хотел научиться рисовать чудовищ :) хаха:)
Какое движение в искусстве близко тебе?
— Символизм и сюрреализм.
Есть причины? Или просто душе так угодно?
— Скорее изнутри так прет:) В картинах хочется видеть что-то большее, нежели изображение окружающего мира, именно там раскрывается внутренний мир художника.
О внутреннем мире: Можешь назвать двух людей, повлиявших на твоё мировоззрение?
— Хммм... Трудно выделить кого-то, если только Шарль Бодлера и Говарда Лавкрафта. Последние личности, повлиявшие на мое видение мира и чувства, из художников - Бексиньский и Эндрю Уайет.
Роспись стен, проба новых поверхностей: С какими поверхностями ты работал? С чем хочется поработать? Хотел бы ты расширить границы своего творчества, перейдя к созданию экспозиций и т. д. ? Как думаешь, какой-нибудь из Российских городов сможет стать Лиссабоном с точки зрения искусства? Когда заброшенные здания становятся предметами не просто городской среды, а нечто большим? Может ли реновация стать неким драйвером для этого?
— Хочется испробовать как можно больше всего, но нужно и время, и ресурсы. Раньше я постоянно занимался резьбой по дереву. Лепил из глины, пластилина, делал маски из папье-маше. Сейчас, в основном, рисую в цифровом направлении, но при этом пишу маслом, да и карандаши стороной не обхожу.
Эксперименты экспериментами, но классику не забываешь?
— Нельзя забывать! Классика рулит :) Да и при этом, я преподаю рисунок в училище.
Активная продуктивная работа и преподавание, как удаётся совмещать?
— Об этом говорят мои бессонные ночи.
Хорошо. Как думаешь, почему у нас в стране, сейчас не особо продуктивный период в искусстве? Да, возможно, в Москве и в Санкт-Петербурге с этим полегче, также классные штуки появляются, время от времени, и в других крупных городах или на просторах интернета, но, в целом, упадок.
— Сейчас людям не до искусства. Правительство взяло курс на обыдление народных масс.
Совет начинающим
— Учить основы рисунка /композиции/живописи без этого никак. Изучать работы старых мастеров и брать для себя лучшее. Ну, взять, например, Рембрандта, как он мягко уводил фигуры в тень, как размягчал края, делая акцент на центре лица. Или Коровина, который за счет пятен создавал шедевры.
Автор статьи: Анастасия Якушева
Художник: Иван Стан