Найти в Дзене

От Венесуэлы до «Великого камня»: как марафоны меняют жизнь, или История одного триатлета

Оглавление

Его пример вдохновляет. Каракас — Минск — Мир — Брест — Москва — Варшава — Киев... Он пробежал сотни километров и планирует участие в серии соревнований по триатлону Ironman. Переплыл Босфор и отслеживает все марафоны Золотого лейбла IAAF. Убеждает, что шестидневные тренировки не только не мешают семейной жизни, но и позволяют эффективнее планировать рабочий график и расти по карьерной лестнице. Знакомьтесь: первый герой нашей новой рубрики «ЗОЖ в помощь» — Иван БЕГАНСКИЙ, заместитель начальника отдела инжиниринга Industrial Park Development Company, CJSC (Great Stone).

Не было бы ЗОЖа, да Венесуэла помогла

— Иван, после университета вы начинали мастером, а сегодня — заместитель начальника отдела инжиниринга Industrial Park Development Company, CJSC (Great Stone).

Это ЗОЖ вам помог?

— Не без этого (смеется). Я окончил БНТУ по специальности «Строительство дорог и аэродромов». Первое место по распределению — «Минск­облдорстрой». Начинал в Клецком ДРСУ № 212 мастером. Через год стал главным инженером. Затем был опыт работы инженером-проектиро­вщиком в компании «Облдорпроект».

— А потом вам предложили поехать в Венесуэлу?

— Причем совершенно случайно, в компании «Белзарубежстрой». В 2011 году я попал в Боливарианскую Республику прорабом и задержался уже в качестве начальника участка еще на три года — до 2015-го. Мы строили жилье: за моим участком были все работы нулевого цикла, земляные, устройство наружных сетей. Сейчас это время вспоминается, как одно из самых лучших.

— Еще бы: солнце, пальмы, Карибское море…

— Да, и местные жители там веселые, жизнерадостные. А с улыбающимися людьми даже строить легче. Именно там и начал бегать. Выходные дни в Венесуэле мы постоянно проводили в парках. Там не увидишь людей с сигаретами, выпивающих. Местные занимаются спортом — футбол, каратэ, йога. Кто-то бегает, где-то устраивают мастер-классы по танцам. Все это массово, весело, задорно, чередуется с пикниками с бутербродами и безалкогольными напитками.

И вот в один прекрасный день просто купил кроссовки и тоже побежал. Начал с 2,5 км, а уже перед отъездом осилил 30 км. Причем чередовал обычные пробежки с бегом в горы.

— В Беларуси продолжили тренировки?

— Признаюсь честно, полгода ушло на адаптацию. А потом что-то будто щелкнуло внутри, и я возобновил тренировки. Сейчас у меня за плечами семь официальных полумарафонов. Первым был Минский полумарафон в 2015 году, и с тех пор не пропустил ни одного столичного забега. Потом были Брест, Киев.

— Знаю, в прошлом году вы пробежали три марафона!

— Это правда. Среди них марафоны в Варшаве, Москве, Трейл 42 км в Мире. Причем последний забег был самый жесткий: пересеченная местность, лес, поле. Но, если честно, мне больше нравится бегать в городе: новые города, классическая и современная архитектура.

— Это уже профессиональная деформация.

— Точно! Ни одна экскурсия не сравнится с марафоном в городе.

— Когда утренние пробежки переросли в марафоны, не стал вопрос уже о сохранении здоровья? Ведь нагрузки увеличились в разы.

— Да, в определенный момент понимаешь, что пришло время обратиться к профессионалам. Два года назад записался в беговой клуб You Сan Run — «Сообщество сильных людей, увлеченных бегом и активными путешествиями». Хотелось, чтобы тренер оценил, как я бегаю, ставлю ногу, для того чтобы избежать проблем с коленями. Технику подтянул за два месяца, познакомился с отличными ребятами, с которыми до сих пор время от времени бегаю по воскресеньям в Дроздах и на Минском море по 10–20 км. А потом снова пустился в самостоятельное плавание.

-2

Эйфория бегуна

— Так, значит, эйфория бегуна это не миф? Действительно ли, что после продолжительных тренировок у бегунов состояние особого подъема?

— Вы действительно чувствуете себя более счастливым, спокойным, готовым к решению всех жизненных проблем и в целом мыслите более ясно. Кроме того, после забега на длинную дистанцию обычно поднимается болевой порог и появляется ощущение приподнятости. Ветер, дождь, снег, лед... — иногда трудно заставить себя тренироваться. Но как только ты выходишь за дверь и бежишь, то снова и снова понимаешь, что это того стоило.

— Круговорот мыслей о работе, домашних заботах не преследует? Отпускает во время бега? Внутренняя словомешалка в голове отключается?

— Пока бежишь до 5 км, иногда думаешь о своем темпе, шаге, все ли делаешь правильно. Потом уже начинается своего рода медитация. Помню, как в Венесуэле у меня был очень большой объем работ, и иногда в течение рабочего дня просто не хватало времени все обдумать и принять решения. Именно во время пробежек приходили верные стратегические решения, как говорится, пазлы складывались в единую картинку. Эти утренние час-два пробежки отлично подходят для того, чтобы все обдумать.

А почему бы не переплыть Босфор?

— Но марафонов вам оказалось мало, и вы решили поучаствовать в кросс-континентальном заплыве в Стамбуле.

— В 2017 году я прочитал статью на Onliner, как девушка переплыла пролив между Европой и Азией. И решил: надо попробовать. До этого я плавал, но говорить о чем-то грандиозном не приходилось: 100 метров кролем, а дальше меня не хватало. Но, как говорится, google нам в помощь: я нашел школу по плаванию и начал тренироваться в 25-метровом бассейне в обычной группе с начинающими. Через пару месяцев, после того как сменилось несколько наставников, я рассказал о своей идее переплыть Босфор тренеру Михаилу. Он ею проникся и стал давать мне персональные задания. И в результате в 2018 году осуществил свою мечту.

— Переплыли 6,5 км по проливу, соединяющему Чёрное море с Мраморным. Как это было?

— На самом деле можно сбиться с курса и проплыть намного больше — 8–10 км. Самое страшное, когда ты впервые смотришь на Босфор и отмечаешь для себя два места: то, с которого тебе нужно стартануть, и то, куда необходимо приплыть. Конечно, последнее ты толком и не можешь разглядеть. Как сориентироваться?

Самая максимальная ширина Босфора — 3,7 км на севере, минимальная — 700 метров. Вначале ориентируешься на середину моста, какие-то электрические провода, потом на башню... При этом течение постоянно меняется. Пока плывешь по ходу течения, тебя несет поток — все неплохо. Вдруг видишь: другие участники вообще плывут в другую сторону! И не понимаешь, верна ли твоя траектория и не сыграет ли течение с тобой злую шутку. Я все-таки попал туда, куда не хотел, за километр до финиша. В результате финальная тысяча метров против течения заняла по времени столько же, сколько до этого пять тысяч. Но это было здорово!

— Еще бы! Вас шатает, вы полтора часа были в воде.

— А потом вы забегаете за магнитную полосу, фиксируете ваше время. Затем около часа стоите в огромной очереди для получения сертификата.

— Вы еще не рассказали самого главного: как зарегистрироваться для участия в этом заплыве? Говорят, это отдельный квест.

— Нужно не только зарегистрироваться, но и пройти медкомиссию. Но обо всем по порядку. Ровно в полночь с 3 на 4 января стартует продажа 2000 слотов на заплывы. Из них половина продается только турецким участникам, остальная тысяча — на весь мир. Стоимость одного слота — 120 долларов. В течение двух с половиной часов я сидел за компьютером, нажимал F5, обновляя страничку для регистрации. И мне повезло. К слову, в тот год зарегистрировалось 37 участников из Беларуси, в том числе и телеведущая Анна Бонд. А ведь желающих было намного больше. Так вот, дальше нужно было заполнить анкету участника, пройти медкомиссию, в том числе сделать УЗИ сердца. Дать заключение должен терапевт, который имеет международное подтверждение своего диплома. Затем отправляешь документы в Стамбул, и в ответном письме тебе присылают номер участника.

В состав белорусской группы тогда вошли представители разных профессий: айтишники, строители, эйчары. Что касается возраста, то в основном это были 30-летние. Хотя были участники и постарше. Временной лимит данного заплыва — два часа, из-за течения многие теряют время и не успевают в него уложиться. Кстати, тех, кого течение вынесло за линию финиша, вылавливают сопровождающие на катерах, курирующие заплыв.

— За сколько вы переплыли залив?

— За 1 час 27 минут. Сейчас понимаю, что можно было быстрее, но все познается с опытом.

— И тем не менее это отличный результат. Или думаете повторить заплыв?!

— Есть такое желание: года через три я обязательно улучшу свой собственный результат.

-3

Дальше — больше: триатлон и участие в Ironman

— Вижу, что сейчас вы прихрамываете? Что случилось?

— После Босфора плавание в бассейне уже не приносило удовольствия. Я задумался: а что дальше? В сентябре прошлого года меня увлек триатлон. Стал заниматься с тренером индивидуально. Строил грандиозные планы. Правда, травма ноги внесла в них небольшие корректировки: на тренировке я случайно поскользнулся и поломал ногу. А ведь на май этого года был запланирован марафон в Риге, на сентябрь — в Польше участие в триатлоне на дистанции 70,3 мили, или 113 километров (Half Ironman): 1,9 км — плыть, 90 км — ехать на велосипеде и 21,1 км — бежать (Ironman — серия соревнований по триатлону на длинные дистанции, проводимая Всемирной корпорацией триатлона (WTC) — прим. авт.).

— Когда планируете вернуться в строй?

— Я уже начал тренироваться: вернулся к плаванию и велосипеду. «Накручиваю» по 40–50 км. В сентябре в Минске состоится очередной полумарафон. Надеюсь, что к нему присоединюсь.

— Дальше — больше? Слоты для участия в марафонах можно покупать за год. Какие на примете?

— Отслеживаю все марафоны «золотой», «серебряной» и «бронзовой» категорий. Бостонский, Лондонский, Берлинский, Чикагский, Нью-Йоркский и Токийский марафоны традиционно входят в серию World Marathon Majors и имеют Золотой лейбл IAAF. Чем выше статус марафона или полумарафона, тем солиднее призовой фонд и больше топовых атлетов в списке участников. В числе лидеров пока традиционно кенийцы. Что касается белорусских топов, то наша гордость — Ольга МАЗУРЁНОК, выиграла марафон на чемпионате Европы по легкой атлетике в Берлине в 2018 году, неоднократная победительница минских полумарафонов, трехкратная чемпионка страны, бегунья на длинные дистанции. Кстати, в этом году призовой фонд минского полумарафона — 11 тыс. долларов.

И конечно, у меня в планах участие в Ironman в 2020 году. Поэтому тренировки шесть раз в неделю — бег, плаванье, велосипед, никто не отменял.

-4

Ассоциация в «Великом камне» тоже за ЗОЖ

— В 2017 году вы вошли в команду инженеров в «Великом камне».

— Сначала инженером, через год стал руководителем проекта, сейчас заместитель начальника отдела инжиниринга. У нас сформирована своя служба заказчика. Мы курируем все объекты, которые ведет наша компания, инфраструктуру парка, строительство жилья и производственных корпусов начиная от возникновения идеи проекта и до ввода его в эксплуатацию.

— Как при напряженном графике тренировок вы все успеваете?

— До того как я начал заниматься триатлоном, мне действительно катастрофически не хватало времени. Но, как показывает практика, именно тренировки очень хорошо дисциплинируют. Встаю в четыре часа утра, занимаюсь по два часа с тренером онлайн, которая отслеживает в Интернете все мои активности, потом еду на работу. Успеваю сделать все запланированное, плюс остается время на «почитать» и занятие английским языком с репетитором.

— Как???

— Я познакомился с триатлетами, у которых по трое-пятеро детей, и они еще более организованные, чем я. Поэтому нет ничего невозможного.

— Популяризируйте ЗОЖ среди коллег?

— В этом году меня избрали председателем Ассоциации дружбы сотрудников. Организация спортивных мероприятий — одна из зон моей ответственности. И я рад, что в нашей команде так много единомышленников. Некоторые из них уже поучаствовали в минском полумарафоне в 2018-ом на дистанции 10 км, например, наша инженер-сметчик Кристина. А не так давно, 13 мая, в «Великом камне» прошел традиционный День парка. Частью праздника стал забег протяженностью в пять километров, в котором приняли участие как сотрудники СЗАО «Компания по развитию индустриального парка» и администрации, так и резиденты парка, подрядчики, представители банков.

В этот же день прошел и финал открытого первенства «Великого камня» по баскетболу. Победителей наградили медалями и призами. Надеемся, что в недалеком будущем он перерастет в значимый турнир.

Как видите, популяризируем и стараемся вовлечь как можно большее число коллег и партнеров. Присоединяйтесь, будем рады.

И до встречи на осеннем Минском полумарафоне 2019 года!

“Республиканская строительная газета” №21 от 6 июня 2019 года