Найти тему
avto.pro News

Как выбрать тахометр

Оглавление

Тахометр – небольшой прибор, который можно увидеть на панели практически всех автомобилей. Если он есть, то занимает видное место. Водители часто недооценивают тахометр и предпочитают не пользоваться им вовсе. А назначение его предельно простое: замерять и показывать обороты коленвала ДВС автомобиля. Как показывает практика, в автомобилях с установленным тахометром более плавно расходуется ресурс двигателя. А все дело в том, что прибор может серьезно облегчить выбор правильной передачи. Эксперты Avto.pro помогут разобраться с тем, как работает тахометр и как его выбирать.

Принцип работы устройства

Автомобильные тахометры делятся на два типа:

  • Цифровой. Это электронное табло, на которое и выводится необходимая водителю информация. Тахометр очень полезен как для произведения настройки мотора, так и для операций с электронным блоком зажигания;
  • Аналоговый. Простейшее электронное устройство, видимой частью которого является циферблат с движущейся стрелкой;
  • Механический. Предшественник аналогового тахометра, который имеет надежную и довольно простую конструкцию.

Оба типа тахометров нужны в первую очередь для того, чтобы водитель мог наиболее правильно подобрать момент для переключения с одной передачи на другую. Если переключение осуществляется не вовремя, то ресурс сразу нескольких дорогостоящих узлов автомобиля начинает расходоваться быстрее.

Работа аналоговых и цифровых аналогов завязана на одном принципе: специальные датчики подсчитывают импульсы и паузы между ними и переводят значения в человеко-понятную форму (цифры, движения стрелки по градуированной шкале). К слову, тесты показывают, что данные с аналоговых тахометров (стрелочных) воспринимаются водителями быстрее. Быстрая смена цифр на цифровых тахометрах утомляет и рассредоточивает.

-2

Способы установки тахометра

Сегодня существует всего два варианта установки тахометров. В штатной комплектации автомобиля этот способ всегда один, а вот если водитель хочет заменить устройство на другое или он просто недоволен местом расположения, то ему придется идти по второму пути. Установка бывает следующая:

  • На панели автомобиля (штатный). В подавляющем большинстве случаев тахометр располагается в стороне от спидометра. Прибор является частью базовой комплектации автомобиля и, по словам многих автолюбителей, он расположен, с практической точки зрения, не лучшим образом;
  • Устройство выносится за панель. В этом случае тахометр монтируется на торпедную панель автомобиля, т.е. выше всех остальных приборов автомобиля. Во-первых, это интересное изменение дизайна. Во-вторых, такой тахометр заметнее. Есть только одна проблема: сегодня на рынке большая часть тахометров представлена аналоговыми, информацию с которых считывать труднее, чем с цифровых.

Любой из вариантов по-своему хорош, так что здесь водителю стоит опираться на свои предпочтения. Современные тахометры оснащены подсветкой – в этом огромном плюсе кроется и минус. Выносные устройства «маячат» прямо перед глазами и могут утомить водителя. А если тахометр расположен недалеко от спидометра, то он никак не будет привлекать к себе излишнее внимание.

Основные неисправности тахометров

Причин, по который устройство перестает работать или же работает некорректно, не так уж и много. Как правило, причиной поломки является нарушение целостности проводки. Вот чем «болеет» тахометр:

  • Стрелка аналогового прибора скачет как по ходу движения автомобиля, так и при запуске ДВС. Необходимо проверить провода и убедиться в целостности контакта. Если вы заметили следы коррозии, трещины или ослабление креплений, то можно обойтись заменой части проводок или же чисткой и пайкой. Если это не помогает, то менять приходится всю проводку;
  • Стрелка сильно колеблется и часто проваливает до нуля. Такое происходит при замене штатной проводки на силиконовую. Помогает уменьшение номинала резистора, расположенного на плате;
  • Тахометр перестал работать. Опять же, не обойтись без проверки контактов и проводов. Также нужно оценить работоспособность датчика оборотов двигателя – возможно, он вышел из строя и его придется заменить;
  • Дисплей цифрового тахометра перестал работать. Необходима замена светодиодного экрана;
  • После всех манипуляций прибор показывает неверные данные. Стоит проверить датчик внутреннего сгорания.
-3

В подавляющем большинстве случаев проблема неработающего тахометра решается частичной заменой проводки. В профилактических целях можно разобрать аналоговый тахометр, проверить стрелку на предмет пыли, вызвавшей заедание, а также промыть спиртом и тщательно продуть магнитную систему устройства. В редких случаях неработоспособность тахометра указывает на проблемы с датчиками.

Выбор тахометра и его установка

Как и всегда, у водителя есть несколько вариантов:

  • Искать по VIN-коду. Самый верный способ найти оригинальное устройство и без проблем заменить им старое. Вероятность выбрать что-то не то сведена к нулю;
  • По данным авто. Так можно с легкостью найти и оригинал, и ближайшие аналоги, если таковые имеются.

В самой процедуре выбора подводных камней нет. Устройство может быть установлено в любой автомобиль. Различны лишь способы установки, которые во многом зависят от того, бензиновый у вас двигатель или дизельный. В бензиновых авто тахометр подключается следующим образом:

  • Черный провод подводится к «массе» автотранспортного средства;
  • Красный провод нужно соединить с клеммой замка зажигания. Так устройство будет получать питание при напряжении ровно в 12 Вольт (замерьте мультиметром);
  • Третий провод, обычно имеющий разные цвета в зависимости от страны производства, подключается в соответствии с системой зажигания авто. Для контактной: провод нужно подключить через так называемый прерыватель-распределитель. Для бесконтактной: подключить к выводу катушки зажигания или же к коммутатору напряжения;
  • Подсветка замкнуть на габаритные огни;
  • Если устройство имеет расширенный функционал, то на нем имеется еще несколько дополнительных проводов. К примеру, вольтметр соединяется с «плюсом» АКБ.
-4

Если мотор автомобиля дизельный, то для подключения тахометра нужно сделать следующее:

  • Отсоединить защиту генератора;
  • Выходной провод подключается к клемме генератора, которую можно распознать по букве «W». Если таковой не имеется, то генератор придется разбирать и выводить контактный провод самостоятельно;
  • Отсоединить провод, который идет к выпрямителю генератора от обмотки. Он соединяется с проводкой тахометра, изолируется;
  • Производится полная сборка и установка автомобильного генератора.

Как видите, ничего сложного нет. Если вы хорошо разобрались с устройством своего автомобиля, то поставить тахометр – дело легкое. Эту работу также можно поручить работникам автомастерской. Они быстро справятся с установкой прибора.

Экскурс по брендам

Сегодня можно выделить несколько достойный восточноевропейских брендов, под именами которых выпускаются универсальные и недорогие тахометры. Вот например:

  • Helios (Россия). Стоит обратить внимание для цифровой Helios 500 для карбюраторных двигателей. Вообще, все тахометры от Helios имеют интересные функции: имитация сигнализации, вольтметр, часы, таймер парковки, изменение яркости индикатора. Качество исполнения устройств выше среднего;
  • Multitronics (Россия). Производитель известен в первую очередь своими бортовыми компьютерами. Выпускает также несколько интересных моделей тахометров. Универсальный DD5 имеет часы, таймер, регулируемую яркость. А вот DM10 и DM20 таких функций не имеет. Погрешность всех тахометров при больших оборотах не выше 3%.

На рынке автомобильной электроники и измерительных устройств неплохо себя зарекомендовали, как ни странно, китайские производители. Но лишь некоторые! Не забывайте о том, что в Китае можно выпускать автозапчасти любого качества – меньше вложений в производство, ниже качество товара. Отметим лучших китайских производителей:

  • CEM (Китай). Достойна внимания модель AT-5. Она очень универсальна, имеет низкую погрешность (до 10 оборотов в минуту), компактна. Минус: высокая цена;
  • Ket Gauge (Китай – Тайвань). Выпускает простые стрелочные тахометры. Стоят они совсем недорого. Качество выше среднего. Пожалуй, Ket Gauge предлагает лучшие бюджетные решения по выносным автомобильным тахометрам.

Также отличные приборы выпускают Apexi (Япония), Defi (Япония). Их тахометры отличаются долговечностью и высочайшей точностью. Лучшие решения предлагают именно японские производители. Есть лишь одно но: если вы решите взять прибор от Defi или Apexi, то будете неприятно удивлены высокой ценой. Тем не менее, установленный прибор может прослужить ровно столько, сколько вы будете ездить на автомобиле – никаких прыгающих стрелок, нулевых показаний на холостых оборотах и прочего.

Вывод

Тахометр – относительно простое и очень полезное устройство, которое серьезно облегчает пользование автомобилем. Тахометр редко выходит из строя и водитель меняет его на новый по другим причинам. К примеру, штатное устройство расположено не слишком удачно – это отмечают многие автолюбители. Выносной же тахометр намного нагляднее и удобнее в эксплуатации. К тому же выносные модели обычно имеют множество дополнительных функций. Пусть даже часы и таймер есть в любом смартфоне, очень удобно, когда они объединены в одном автомобильном устройстве.

С выбором тахометра особых сложностей не возникает. Автолюбитель может найти как простейшие модели, так и те, что имеют множество функций. И первый, и второй вариант можно найти в каталогах известных производителей. Цена на «навороченный» тахометр кусается, так что можно с умом сэкономить, взяв устройство с подсветкой и регулируемой яркостью – оно удобно в эксплуатации и прекрасно справляется со своими основными задачами.

С полной версией статьи можно ознакомиться здесь.