Найти тему

Школьный дневник 35 лет назад: что изменилось

Передо мной два дневника: один – ученицы третьего класса за 1983/84 учебный год, второй – ученицы, для которой учебный год завершился три недели назад. С учетом реформы отечественного образования можно сказать, что владелицы дневников – в одной «весовой категории»: обе окончили начальную школу. Чем же похожи и чем отличаются дневники с разницей в 35 лет?

В архивном экземпляре отсутствуют личные данные ученика. Причем не только такие специфические, как группа крови и номер медицинского полиса, но и данные о родителях, домашнем адресе, а также адресе школы. Это и преимущество, и недостаток прежних дневников. Плюс в том, что, попади документ в руки человека с дурными намерениями, он не рассказал бы о владельце ничего лишнего. Однако если потерян современный дневник, то благодаря страничке с личными данными вернуться к владельцу он может оперативно.

В этом дневнике есть разные оценки за его ведение, в том числе и "тройка", после которой, как по волшебству, дневник стал намного аккуратнее.
В этом дневнике есть разные оценки за его ведение, в том числе и "тройка", после которой, как по волшебству, дневник стал намного аккуратнее.

В современном дневнике нет правил его ведения. И оценок за это не ставят. Нужны ли такие правила? Как ни удивительно, дети считают, что – да. И объясняют: так родители лучше бы знали, что происходит в их школьной жизни. Цитата: «Наши дневники без оценок за поведение, нет вообще такой графы. Нет графы о том, сколько пропущено уроков и сколько из них – по болезни. Думаю, больше половины детей в нашей школе получали бы двойки по поведению. Почти все на переменах дерутся, обзываются, притом очень обидно. Если бы такая графа была в наших дневниках, родители лучше бы понимали, как дети себя ведут в школе. Потому что сейчас дети часто доказывают родителям, что они ничего такого не делали, что на них зря кто-то наговорил».

Вообще, по отзывам нынешних школьников, проверяют дневники не слишком часто. И это подталкивает некоторых школьников к изящному обману. Цитата: «Учителя редко проверяют дневники. И есть ученики, которые сразу покупают два дневника: в один ставятся только хорошие оценки, а в другой, который родителям не показывают, - плохие. Хорошо бы, чтобы дневники проверялись каждую неделю!»

Обратите внимание на количество оценок за стандартную учебную неделю!
Обратите внимание на количество оценок за стандартную учебную неделю!

Но сейчас есть электронный дневник, можете вы мне возразить. Оказывается, не так он хорош, по мнению детей. И даже не всегда полезен. Цитата: «Нам редко ставят оценки в дневник и в электронный журнал их выставляют не сразу. Родители без доступа к электронному дневнику не могут узнать оценки. Электронный дневник вообще не очень удобный. Если ты болел и не знаешь домашнего задания, в Интернете оно есть не всегда. И еще там постоянно бывают сбои, и тогда туда не попасть. Если бы в правилах ведения дневника было написано о необходимости обязательно записывать домашнее задание – для учеников и выставлять оценки – для учителей, было бы проще».

Однако вернемся к сравнению дневников из двух эпох. В расписании 35-летней давности меньше уроков ежедневно, зато выходной у младших школьников был только один. Меньше часов физкультуры – всего два, а не три, как сейчас. По шесть уроков русского языка и математики – шесть, Карл! – а не пять и четыре соответственно. На один больше, чем у современных четвероклассников, урок литературы (35 лет назад это без затей называлось просто «Чтение»). Вообще нет иностранного языка. И волшебный предмет «Природоведение», который нынче превратился в ужас родителей младших школьников – «Окружающий мир». Оценить перечисленные перемены однозначно вряд ли получится. С одной стороны, сегодня ученики первых-четвертых классов, да и более старшие ребята, по субботам наслаждаются нелимитированным утренним сном. А с другой – не оттого ли так снизился общий уровень владения родным языком, что на его преподавание в самом раннем школьном возрасте осталось меньше времени?

Задание по математике, записанное на этой странице в пятницу, - абсолютно типичное для современных четвероклассников. Правда, надо уточнить, что эти дети учатся по программе "Перспектива", в которой явный акцент на математике.
Задание по математике, записанное на этой странице в пятницу, - абсолютно типичное для современных четвероклассников. Правда, надо уточнить, что эти дети учатся по программе "Перспектива", в которой явный акцент на математике.

Да, и вот еще что важно: с сокращением числа уроков по предмету в неделю вырос объем домашних заданий. Стандартное задание на дом по математике и русскому языку в архивном варианте - одна-две задачи (либо задача плюс столбик примеров) и одно упражнение. Наиболее частый случай домашнего задания по этим же предметам в современном дневнике четвероклассницы – три (не преувеличиваю!) номера по математике и два упражнения по русскому языку.

Политфинформация в расписании уроков - характерная примета школьных дневников за 1980-е годы.
Политфинформация в расписании уроков - характерная примета школьных дневников за 1980-е годы.

Очень забавное, по современным меркам, отличие дневника советского от дневника российского – наличие в расписании «Политинформации». И ведь была она, эта самая информация политического характера. И вырабатывала она, по-моему, один важный навык – усидчивости. Правда, вкупе с лицемерием: к третьему классу дети уже вполне преуспевали в искусстве изображения почтительного и пристального внимания.

И последнее. Архивный дневник в гораздо большей степени отражает тезис «Школа – второй дом», чем его современный потомок. Регулярные записи «Принести тряпки, стиральный порошок», сообщения о лекциях, сумме платы за питание, школьных праздниках, родительских собраниях… Радостные (по почерку видно!) надписи «Каникулы» и «Праздник» - ничего этого в дневниках современных школьников, скорее всего, не отыскать. Бумажный дневник стал формальностью? Сдает свои позиции перед натиском точных, как скальпель хирурга, программ и мобильных приложений? Или все-таки у бумажных свидетельств о роли школы в жизни детей есть будущее? А что думаете об этом вы?

Благодарю всех, кто дочитал материал до конца и решил поделиться своими мыслями по поводу.