Передо мной два дневника: один – ученицы третьего класса за 1983/84 учебный год, второй – ученицы, для которой учебный год завершился три недели назад. С учетом реформы отечественного образования можно сказать, что владелицы дневников – в одной «весовой категории»: обе окончили начальную школу. Чем же похожи и чем отличаются дневники с разницей в 35 лет?
В архивном экземпляре отсутствуют личные данные ученика. Причем не только такие специфические, как группа крови и номер медицинского полиса, но и данные о родителях, домашнем адресе, а также адресе школы. Это и преимущество, и недостаток прежних дневников. Плюс в том, что, попади документ в руки человека с дурными намерениями, он не рассказал бы о владельце ничего лишнего. Однако если потерян современный дневник, то благодаря страничке с личными данными вернуться к владельцу он может оперативно.
В современном дневнике нет правил его ведения. И оценок за это не ставят. Нужны ли такие правила? Как ни удивительно, дети считают, что – да. И объясняют: так родители лучше бы знали, что происходит в их школьной жизни. Цитата: «Наши дневники без оценок за поведение, нет вообще такой графы. Нет графы о том, сколько пропущено уроков и сколько из них – по болезни. Думаю, больше половины детей в нашей школе получали бы двойки по поведению. Почти все на переменах дерутся, обзываются, притом очень обидно. Если бы такая графа была в наших дневниках, родители лучше бы понимали, как дети себя ведут в школе. Потому что сейчас дети часто доказывают родителям, что они ничего такого не делали, что на них зря кто-то наговорил».
Вообще, по отзывам нынешних школьников, проверяют дневники не слишком часто. И это подталкивает некоторых школьников к изящному обману. Цитата: «Учителя редко проверяют дневники. И есть ученики, которые сразу покупают два дневника: в один ставятся только хорошие оценки, а в другой, который родителям не показывают, - плохие. Хорошо бы, чтобы дневники проверялись каждую неделю!»
Но сейчас есть электронный дневник, можете вы мне возразить. Оказывается, не так он хорош, по мнению детей. И даже не всегда полезен. Цитата: «Нам редко ставят оценки в дневник и в электронный журнал их выставляют не сразу. Родители без доступа к электронному дневнику не могут узнать оценки. Электронный дневник вообще не очень удобный. Если ты болел и не знаешь домашнего задания, в Интернете оно есть не всегда. И еще там постоянно бывают сбои, и тогда туда не попасть. Если бы в правилах ведения дневника было написано о необходимости обязательно записывать домашнее задание – для учеников и выставлять оценки – для учителей, было бы проще».
Однако вернемся к сравнению дневников из двух эпох. В расписании 35-летней давности меньше уроков ежедневно, зато выходной у младших школьников был только один. Меньше часов физкультуры – всего два, а не три, как сейчас. По шесть уроков русского языка и математики – шесть, Карл! – а не пять и четыре соответственно. На один больше, чем у современных четвероклассников, урок литературы (35 лет назад это без затей называлось просто «Чтение»). Вообще нет иностранного языка. И волшебный предмет «Природоведение», который нынче превратился в ужас родителей младших школьников – «Окружающий мир». Оценить перечисленные перемены однозначно вряд ли получится. С одной стороны, сегодня ученики первых-четвертых классов, да и более старшие ребята, по субботам наслаждаются нелимитированным утренним сном. А с другой – не оттого ли так снизился общий уровень владения родным языком, что на его преподавание в самом раннем школьном возрасте осталось меньше времени?
Да, и вот еще что важно: с сокращением числа уроков по предмету в неделю вырос объем домашних заданий. Стандартное задание на дом по математике и русскому языку в архивном варианте - одна-две задачи (либо задача плюс столбик примеров) и одно упражнение. Наиболее частый случай домашнего задания по этим же предметам в современном дневнике четвероклассницы – три (не преувеличиваю!) номера по математике и два упражнения по русскому языку.
Очень забавное, по современным меркам, отличие дневника советского от дневника российского – наличие в расписании «Политинформации». И ведь была она, эта самая информация политического характера. И вырабатывала она, по-моему, один важный навык – усидчивости. Правда, вкупе с лицемерием: к третьему классу дети уже вполне преуспевали в искусстве изображения почтительного и пристального внимания.
И последнее. Архивный дневник в гораздо большей степени отражает тезис «Школа – второй дом», чем его современный потомок. Регулярные записи «Принести тряпки, стиральный порошок», сообщения о лекциях, сумме платы за питание, школьных праздниках, родительских собраниях… Радостные (по почерку видно!) надписи «Каникулы» и «Праздник» - ничего этого в дневниках современных школьников, скорее всего, не отыскать. Бумажный дневник стал формальностью? Сдает свои позиции перед натиском точных, как скальпель хирурга, программ и мобильных приложений? Или все-таки у бумажных свидетельств о роли школы в жизни детей есть будущее? А что думаете об этом вы?
Благодарю всех, кто дочитал материал до конца и решил поделиться своими мыслями по поводу.