Я пишу о людях, образ которых так или иначе отражен в изобразительном искусстве. Эта статья - про знаменитую танцовщицу начала ХХ века Айседору Дункан, которую многие знают прежде всего ее бурному роману и замужеству с Сергеем Есениным. Этот брак в свое время наделал много шума, так как выглядел совершенно невообразимым. Казалось бы, что может быть общего между молодым русским поэтом и американской танцовщицей, которой тогда было уже за 40, тем более, что он не знал английского, а она русского языка. Но между ними была любовь, не знавшая условностей.
Картина современного художника Михаила Кудреватого написана с использованием всех узнаваемых, стандартных образов, связанных с личностью Айседоры Дункан в массовом сознании. Она изображена босой во время танца, на заднем плане сидит, глядя на нее, Есенин (хотя он был не единственным ее мужчиной и уж, во всяком случае, не самым главным в ее бурной жизни), а на шее Айседоры развевается шарф, ставший причиной ее трагической смерти. Как известно, она умерла из-за того, что длинный шарф намотался на колесо открытого лимузина и задушил танцовщицу.
Айседору Дункан и при жизни изображали художники. Сохранилось достаточно много рисунков, передающих ее движения во время танца.
Акварель Хосе Клары отлично показывает динамику движения, характерную для хореографии Дункан. Она родилась в семье, где все четверо детей занимались танцами. Когда умер отец, чтобы добыть средства к существованию, Айседора с братьями и сестрой занимались преподаванием танцев детям. Она была в семье младшенькой, и с ранних лет начала, таким образом, работать. Школу она не закончила.
В 18 лет она начала самостоятельную жизнь, начав выступать в ночных клубах.
Эмиль-Антуан Бурдель посвятил ей много рисунков, пытаясь поймать движение, и это ему удалось. Стиль Дункан стал формироваться еще в юности. Начиная свою танцевальную карьеру, она уже пыталась показать естественность пластических возможностей человеческого тела. Увлеченная культурой Древней Греции, Айседора выступала в хитоне и босиком (за что ее и прозвали босоножкой).
Свои взгляды на хореографию она активно пропагандировала. Философской основой ее теории было учение Ницше о сверхчеловеке, который свободен в самовыражении и не подчиняется никаким условностям. Айседора считала, что танец должен быть естественным способом человеческого существования, что гармоничные движения - характерная особенность нового человека. язык его души.
В своей личной жизни Айседора демонстрировала тоже свободу самовыражения. Она встречалась и завязывала отношения с теми мужчинами, с которыми хотела. Ее обаяние и сексуальная энергетика привлекали к ней сердца. Наиболее значимыми мужчинами в ее жизни, от которых она родила детей, были выдающийся режиссер Эдвард Гордон Крэг и Парис Зингер (наследник того самого Зингера, который швейные машинки). От Крэга она родила дочь, от Зингера - сына.
В 1913 году, когда дочери было 7 лет, а сыну 3 года, они трагически погибли в автокатастрофе. Невозможно даже представить себе горе матери... Айседора хотела умереть, но ее ученицы удержали ее от такого шага, придав новый смысл ее жизни. С тех пор Дункан полностью отдала себя творчеству и педагогике.
В Россию впервые она приезжала с гастролями еще в 1904 году (тогда она познакомилась со Станиславским). А в 1921 году нарком просвещения Луначарский пригласил ее в Москву, чтобы она тут создала свою школу танца. Именно во время этой поездки в Россию Айседора познакомилась с Есениным. Отношения с ним были очень бурными, сопровождались скандалами и драками, много лилось вина, две творческие личности с трудом притирались друг к другу. Чтобы вывезти Есенина за границу, Айседора вышла за него замуж официально.
Поведение Сергея в Европе и США было, скажем без экивоков, безобразным, Айседора пыталась его урезонить, но это удавалось не всегда. Есенин вернулся на родину, и вскоре Дункан получила от него телеграмму о разрыве. Он писал, что любит другую женщину и счастлив. Так закончились эти отношения.
Русские художники оставили свои изображения танцовщицы.
Особенно много ее рисовал Лев Бакст. Портрет, сделанный им, напоминает рисунок Эпохи Возрождения. Айседора здесь с полуоборота смотрит на зрителя с легкой улыбкой на лице, во взгляде читается милое лукавство.
Иной образ предстает на рисунке Юрия Анненкова. Мы видим уже не молодую женщину с поистине богатырской шеей, глубокие глазницы на ее лице выглядят на черные провалы. Но выражение любезности и живости, видимо, характерное для Айседоры, выражено и на этом рисунке.
Когда Айседора умерла, ей было 50 лет. У нее было много последовательниц и поклонников по всему миру. Мне жаль, что я не могу увидеть танец Айседоры Дункан. Хорошо, что остались фотографии и рисунки, которые дают представление об ее грации и пластике.
Почитайте еще на моем канале:
Каким мог быть Александр Невский в реальности
Таинственный автор "Илиады" и "Одиссеи": а был ли Гомер?
На канале мужа:
За что менады так неистово обошлись с Орфеем